Интегральное образование как новая педагогическая методика

1335

Сегодня в обществе происходит переосмысление статуса образования. Образование перестаёт рассматриваться как отрасль, обслуживающая интересы производства. Само понятие «образование» должно пониматься как особая ценностная категория, определяющая основы бытия человека и форму становления духовного в человеке. Ключевая идея интегрального образования заключается в том, что оно не может ограничиться только передачей подрастающему поколению совокупности знаний, а должно стать формой становления и развития способностей человека к взаимодействию с другими, в тоже время позволяющих ему отстаивать собственную индивидуальность, быть не ресурсом социального производства, а подлинным субъектом активного взаимодействия и конструирования будущего мира.

Причины системного кризиса в образовании

Современный подход к образованию реализует две цели относительно общества:

1) превратить школу в отрасль капиталистического производства, дивиденды от которой присваиваются корпорациями;

2) настроить школу на производство «человеческого капитала», инвестируемого в глобальное мировое производство в интересах транснационального капитала. А также на производство «человеческих ресурсов» — людей потребительского общества, бездумных исполнителей узких специализированных функций в системе разделения труда, лишённых идеалов и ценностей родины и семьи, склоняемых к потреблению продуктов и услуг глобального рынка, всё более развивающего у человека виртуальные и гипертрофированные потребности.

Необходима новая стратегия развития образования, в которой интерес транснациональных корпораций будет ограничен. Центральное место в ней должен занять интерес общества, ориентированного на вектор интегрального цивилизационного развития, заявляющего в качестве приоритета ценность любви и уважения к ближнему, утверждение духовной составляющей, проявленной в исправлении взаимоотношений между людьми.

Чтобы всё это оказалось возможным, необходимо совершить не просто «косметический ремонт» образования, а буквально осуществить преображение его сути: мировоззренческих оснований, его целевых устремлений, принципиальной смены старого уклада, уже неадекватного существующим историческим вызовам.

Пути выхода

Для преодоления сложившейся катастрофической ситуации в системе образования необходимо поэтапно реализовать модель преодоления системного кризиса:

1. Определение и принятие на государственном уровне цели развития интегрального образования.

2. На основе новых целей выработать стратегию постепенного перехода к новой образовательной политике.

3. Плавное планомерное построение интегральной методики образования.

Для того, чтобы образовательная система функционировала слаженно и исправно, необходимо как минимум, чтобы были предельно ясны: а) образ будущего как стратегическая сверхзадача общества; б) идеал человека, способного осуществить этот образ будущего; в) педагогическая тактика воспитания такого человека; г) образовательная цель системы, складывающаяся из идеала и педагогической тактики. Ясность этих четырёх оснований позволяет безошибочно определять содержание образования и его средства.

В связи с этим перед нашим обществом и государством стоит важная и ответственная цель — изменение парадигмы образования. Не имеет смысла нынешнюю систему образования обновлять и перестраивать. Её нужно менять. Идея коллективизма, взаимоуважения и любви — это парадигма, которая может продвинуть весь мир к процветанию и счастливому будущему.

Поэтому, если мы хотим привести нашу цивилизацию к процветанию, нам придётся вплотную заняться подготовкой будущего поколения к вступлению в интегральный мир. Новое поколение необходимо научить законам, по которым живёт глобальный мир. В сегодняшней школе не уделяется внимание тому, что вся Природа взаимосвязана, как единый организм. Это не даёт ученику отнестись и к себе, как к интегральной части общества и мироздания, не учит его считаться с другими. Восприняв себя как часть мира и сопоставив свое развитие с эволюцией человечества, ребенок сможет увидеть, куда он идёт, где его место в мире, т.е. усвоить стремление к интеграции всего человечества на основе любви к ближнему.

Основные принципы интегрального воспитания и образования

Интегральное воспитание и образование подразумевает не только изменение программы, то есть изучение свойств глобального мира, но и саму форму обучения. Школа должна стать более включенной в реальную жизнь. Ведь дети не могут естественно влиться в общество, не участвуя в жизни взрослых. Но главное, чтобы само детское окружение было построено так, чтобы сверстники и старшие ученики своим примером воспитывали ребёнка.

При этом важно, чтобы воспитывало не только детское окружение в реальном мире – в школе и во дворе, но и виртуальная среда. Молодое поколение всё больше и больше углубляется в эту среду, и значит, её нужно переформатировать таким образом, чтобы она воспитывала не подражание супергероям фэнтези, а реальность человеческих взаимоотношений. Пока что виртуальное среда создает жестокий мир, в котором сложно отличить добро от зла.

Виртуальная реальность и компьютерные игры провоцируют на отчуждение и отдаление детей друг от друга. Они остаются за телеэкраном, взаимодействуя с миром через аватары и придуманные образы.

Воспитание – это наука взаимодействия с другими. Молодым очень не хватает этой науки, если они не получили её в детстве. Они зачастую всю жизнь проживают в фантазиях и в одиночестве. Интегральное воспитание – это система передачи новому поколению устремлений к свободному выбору своей судьбы, добру и поиску смысла жизни. Поэтому воспитание должно заключаться в приведении человека к тому, чтобы он сам, сознательно, своими силами, своим решением и свободным выбором достиг свойства любви к ближнему.

Воспитание – это путь осознание себя интегральной частью человечества. В этом процессе мировоззрение меняется с эгоистического на интегральное, цельное, восприятие мира, как организма. В таком подходе ребенок начинает лучше чувствовать потребности другого, стремится быть полезным, вести себя альтруистически.

Воспитание – это путь роста индивидуальности. Как говорили мудрецы «воспитывай отрока согласно его пути», то есть без принуждения становится таким как понимает воспитатель, а согласно его стремлениям и способностям. Все склонности нужно только направить в правильное русло. Тогда отрок найдет себе применение и получит профессию по душе, сможет внутренне развиваться.

Воспитание – это путь обучения на примерах. Человек не учится фронтально, логическими доводами, со слов, но воспринимает все происходящее беря пример со взрослых и сверстников, включаясь эмоционально. Поэтому решающим фактором воспитания является окружение. Ребенок впитывает от него примеры поведения, мысли и желания.

Воспитание других – лучший путь закрепления ценностей и норм.  Помогая младшим, подросток способен лучше понять себя и других. А младшие лучше воспринимают пример старших детей, чем взрослых. Поэтому лучше построить воспитание по пирамиде, где дети старшего возраста служат примером для младших.

Воспитание – это ориентация на постоянную внутреннюю работу. Если ребенок будет нацелен на развитие коллектива, а себя будет воспринимать его органической частью, ему будет легче развивать внутренние интегральные качества: эмпатию, коллективизм, настрой на дружелюбие и пользу обществу.

Необходимо подчеркнуть важность обсуждения в круге. За круглым столом ученик учиться слушать и слышать, находить вместе с другими одно решение, приподнимаясь над множеством мнений. Он учится ценить особенности в каждом человеке, сравнивать себя с остальными детьми и тем самым связываться со всеми и интегрироваться в целое.

Резюме

Для ориентации на выход из системного кризиса образования и воспитания необходимо принять поэтапную программу, основанную на интегральном подходе. Необходимо разработать и написать много методических пособий и книг по интегральной методике, которые доказывают великолепие и возвышенность альтруистических качеств.

Интегральная методика предполагает богатую практику: круглые столы, игровое обучение, школы интегрального образования. Прилагая усилия в организации «методики круга», мы возбуждаем особую добрую силу природы, формирующую, объединяющую и доводящую нас до состояния взаимного включения друг в друга, когда теряются все наши эгоистические побуждения. Тогда станет возможным ощущать других больше, чем себя, выше себя, важнее себя. Как мать относится к младенцу, для которой он важнее самой себя, так и человек должен прийти к тому, чтобы та же сила, которая формирует отношение матери к ребенку, повлияла на него.

Заниматься по методическим пособиям должен весь народ от мала до велика, т.е. на всех уровнях. Здесь не имеется в виду возраст человека, ведь невозможно обязать младенца, маленького ребенка и даже подростка осознать величие высшей цели и средства ее достижения. Для этого необходимо начать с небольшой группы, которая будет подготавливать подрастающее поколение через детские сады и школы, чтобы они смогли в подростковом возрасте осознавать важность альтруистического поведения в обществе.

Ведь в человеке, получающем высшие свойства, происходит переворот в восприятии реальности. Он начинает ощущать всех ближе, чем себя, важнее себя, выше себя. Их знания, ощущения, мысли, подход, принципы решения становятся важнее, чем его собственные. Через других он начинает видеть мир вне себя, и в итоге постигает, что в мире существует общая, единая, добрая сила, которая пронизывает все мироздание. Она наполняет мир добром, любовью, взаимосвязью, ощущением вечности, совершенства. Все это раскрывает человек, который обретает свойства ощущения ближнего.

Постепенно он расширяет свой круг, который начинается с десятки, сформированной из людей, близких ему по духу, по методике и по цели. Затем к этой десятке он привлекает внешние десятки, а потом переходит к народу. И только после этого он переходит к объединению с остальными людям мира.

Каковы возможные результаты реализации интегрального подхода?

Для учащегося: расширение и укрепление мотивации к совместной деятельности; осознание себя интегральным членом сообщества; формирование индивидуального стиля в процессе межличностного взаимодействия; развитие личностной рефлексии; активное формирование интегрального мировоззрения.

Для группы учеников: развитие отношений взаимозависимости и поддержки членов группы; осознание и принятие альтруистической основы межличностных отношений; формирование стиля работы группы через поиск согласованных взаимодействий между учащимися; осознание взаимообусловленности индивидуальной и групповой рефлексии по поводу процесса и результата деятельности; выработка единства группы в решении проблем «в круге».

Для класса: оптимизация атмосферы в классе; формирование навыков сотрудничества; развитие индивидуальной и коллективной ответственности за процесс и результат деятельности; развитие умений оптимального взаимодействия в проблемных и конфликтных ситуациях; выработка системы групповой рефлексии, закрепляющих эффекты сотрудничества в межличностных отношениях; формирование ценностно-ориентационного единства коллектива.

Подводя итог, отметим, что необходимость и возможность внедрения интегрального взаимодействия в учебный процесс обусловлены требованием времени и развитием общества. Очевидно, что интегральный подход способен решать педагогические, психологические и социальные задачи, что является одним из важнейших условий образования и способствует переходу к управляемому и благоприятному будущему.

Библиография

Андреева, Г. М. Социальная психология – М. : Аспект Пресс, 2002.

Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991. С. 157.

Коротаева Е.В. Основы педагогики взаимодействий:теория и практика:монография. – Екатеринбург: Изд. УрГПУ, 2013.

Лайтман М., Хачатурян.В. Перспективы XXI века: Рождение интегрального мира.-М.:ЛЕНАНД,2013.

Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия, 1997.

Системный кризис отечественного образования. Аналитический экспертный доклад группы экспертов В. Слободчикова // https://izborsk-club.ru/16747.

Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям // Избр. пед. соч.: В 3 т. М.: Педагогика, 1979.

Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. – М.: Генезис, 1998.

Хачатурян.В. Человек в меняющемся мире. Образовательный курс Школы общественных отношений «ВКруге»-М.:ЛЕНАНД,2015.

2 КОММЕНТАРИИ

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.