Ситком

260
ситком
кадр из ситкома «Как я встретил вашу маму»
Вступление

Говоря суконным языком википедии, которым принято писать все вступления — ситуационная комедия это поджанр комедийных сериалов, с постоянными персонажами и ограниченной локацией, каждая серия идёт не больше 30 минут и часто сопровождается закадровым смехом.

Корнями этот жанр уходит к классической комедии положений в литературе и можно сказать, что Шекспир и Мольер это прадедушки всех ситкомов. Тогда комедии делились на два вида: комедия нравов, когда источником смеха становиться характер героя и комедия положений, когда источником смеха является сложившаяся ситуация, в ситкомах же источник смеха эволюционировал во взаимодействие сложных характеров и нелепых ситуаций.

Комедийные шоу были одним из первых популярных форматов на ТВ 40-х, многие из них были адаптациями уже известных радио программ, все они транслировались в прямом эфире и не были записаны на пленку. А в 1963 убийство Кеннеди стало моментом, когда тележурналистика повзрослела и появились регулярные выпуски новостей, все большие события 60-х активно освещались на ТВ, что вызвало спрос на отвлекающие веселые шоу. Контраст между новостными и развлекательными программами, в то время был разительный.

Кино «в большой компании»

Закадровый смех, который так раздражает людей с постсоветского пространства, напуганных тем, что им (о ужас!) указывают, когда нужно смеяться имеет, конечно же, совершенно другой смысл и функцию. До появления телевидения, кинотеатр был единственным местом, где можно было что-то посмотреть на экране, а с появлением домашних экранов, у киноиндустрии появился серьезный конкурент.

Противостояние кино vs. телевидение, как это часто бывает в истории всех конкурентных битв, благотворно повлияло и на первое, и на второе. Кинокомпании стали снимать больше зрелищных фильмов, пеплумов с масштабными батальными сценами, вызывающих пренебрежение зрителей к маленьким домашним экранам, на которых всего это не посмотришь.

На телевидение, в свою очередь сделали акцент на прямой эфир и живые шоу, как в докиношные времена театральных представлений, скептически подчеркивая, что в кино всё искусственно и постановочно. Потому живой смех в зале на съёмках комедийных шоу был во-первых символом шоу идущего в реальном времени, а во-вторых имитацией того, что ты смотришь это не один в своей квартире, а в большом зрительном зале, как бы в кинотеатре, нужно это было для того, чтобы показать, что смотреть кино «в большой компании» можно и не выходя из дома.

Для американцев выросших на таких шоу, закадровый смех в сериалах это элемент ностальгии по классическим ситкомам и временам, когда вся семья собиралась у телевизора в субботу вечером, чтобы посмотреть что-то смешное, многие современные комедийные сериалы, отдавая дань этой традиции и по сей день снимают сцены с живой публикой на съемках, отсюда и закадровый смех.

Ключевые приемы жанра

Сам термин «ситком» появился в 1951 с выходом сериала «Я люблю Люси», это, кстати, именно то над чем хохочет Джулия Робертс в фильме «Красотка» и да, сериал на самом деле невероятно смешной, а главная актриса Люсиль Болл ученица Бастера Китона, по-моему субъективному мнению превзошла и его, и Чарли Чаплина, сегодня таких актрис уже нет, потому что техника актеров вышедших из немого кино уже в прошлом. Это не хорошо и не плохо, просто каждое время прекрасно чем-то своим…Так вот, именно в этом сериале и сформировались все ключевые приемы жанра:

— использование контрастных персонажей;
— построение сюжета на основе повседневных и бытовых проблем;
— преувеличение всех стереотипов,
— ну и самый главный приём — это фетишизация еды, когда в кадре герои постоянно едят или пьют, ну или готовят, ну или обсуждают еду, что создать тёплую и притягивающую атмосферу в кадре, и по сей день этот приём работает безотказно, большую часть экранного времени герои ситкомов проводят либо с кофе, либо с пивом в руках, в перерывах между совместными обедами в кофейнях, столовых, ресторанах ну и так далее.

Эволюция жанра

В 50-е в центе внимания были семейные сюжеты, вообще культ идеальной семьи в послевоенные времена был главной политической пропагандой того времени (подробнее об этом в другой раз), а юмор строился в основном на гэгах и нарочитом переигрывание-последние следы влияния немого кино.

В 60-х вся эта клоунада, буффонада и слэпстик сильно приедаются и уходят в прошлое, ситкомы наоборот стремятся к максимальному реализму и более сложным характерам, ну и по очевидным причинам в сериалах появляется фантастическая составляющая: космические персонажи и всё такое.

В 70-х на первый план выходят все запрещённые и провокационные темы, смело затрагиваются вопросы гомофобии, расизма, сексизма и вообще всех «измов». Это золотая пора чёрных комедий.

Лично для меня главный ситком 70-х это трагикомический «Чёртова служба в госпитале МЭШ» о буднях хирургов на поле боя, он просто поражает невероятно смелыми, для своего времени и точными высказываниями на тему войны во Вьетнаме.

В 80-х ситкомы становятся добрее и веселее, в тренде ироничное отношение к сложным обстоятельствам, а чёрный юмор на время выходит из моды. Самый типичный ситком 80-х это «Полный дом» сериал об одиноком вдовце с тремя дочками, сюжет, который в будущем затрут до дыр копиями и ремейками, но никто конечно же, не превзойдёт оригинал.

В 90-х переоценивается понятие семьи и ситкомы переходят на другие виды родственных связей и в 1996 году появляется сериал…барабаная дробь… «Друзья»! Среди моих любимых ситкомов он далеко не на первом месте, но отрицать его значимость и, простите, культовость – невозможно. Вместо одной сюжетной линии – 6 совершенно равноправных, с тех пор эта структура сохранится почти во всех последующих ситкомах. О «Друзьях» можно рассказать так много, что я теряюсь и наверно остановлюсь на том, что лучше один раз увидеть, но всё-таки, принимая во внимание то, что многое там уже слегка устарело.

А ещё «Сайнфелд» воспевавший бытовой нигилизм маленьких людей, привносит в ситкомы два значительных изменения: целый эпизод в одном месте, что позволяет сильно экономить на съемках и принципиальный отказ от развития характеров персонажей на протяжении всего сериала, что отразится потом на многих последующих ситкомах.

В 2000-х в тренде скептики, циники и невротики, отрицательные персонажы становятся главными, юмор — эксцентричнее. Нулевые это золотая эпоха реалити-шоу и нового откровения. Отсюда и два главных тренда в ситкомах это кринж-комедия (комедия стыда) и псевдо-документальная съемка, в которых закадровый смех уже неактуален, самые яркие примеры ситкомов такого формата это «Офис» и «Задержка в развитии». Также появляется мода на анти-стереотипы, то есть, чем всё нестандартнее — тем лучше. Мода на британский юмор начинается с сериала «Книжная лавка Блэ́ка», а ближе к концу нулевых отрицательными становятся абсолютно все персонажи, как в сериале Чака Лори «Два с половиной человека» и многих других.

В 2010-х всё и вся поглотил прогрессирующий постмодернизм, метамодерн и постирония, это время пародий на пародию пародированного, проще не выразить, я пыталась, а ближе к концу 10-х главным трендом становиться мета-ситком, а также драмеди. Все ситкомы и вообще кино и сериалы становятся ультра-синефильскими, а главный челендж зрителя это поиск отсылок на всё, что только можно…Кино и особенно сериалы становятся интерактивнее и сложнее и взаимодействует со всем медиа пространством. (Это (пока) сумбурное определение я и буду пытаться разложить по полочкам, постепенно, во всех моих постах.)

Ещё один топовый ситком «Как я встретил вашу маму» появился в середине в нулевых, а закончился в середине 10-х. Позволив себе неуместную и наглую пристрастность, скажу, что это лучший ситком всех времён и народов. Я бесконечно его пересматриваю и с каждым разом он мне нравиться все больше. И только закончив кинофакультет, я вдруг поняла, что это потому, что он самый киноманский и состоит из нескольких слоёв. Один из них и самый очевидный — это сам сюжет. Другой — это огромное количество отсылок на разные фильмы. За одну короткую серию, там можно найти десятки (!) киноцитат, иронично переосмысленных кино клише, пародий на разные приёмы камеры, монтажа и много-много чего ещё, что оценит только заядлый киноман, и шутки эти тонкие и очень изобретательные.

Следующий слой — это романтизация Нью-Йорка, которую они удачно позаимствовали у «Секса в большом городе», также там присутствует, вполне глубокий социологический слой, поднимаются вопросы о всех тенденциях своего времени, к примеру, о том, как соцсети повлияли на нашу жизнь, о том, чем именно отличается нынешнее поколение от предыдущего…И в этом и есть огромный вклад «Как я встретил вашу маму» во все последующие ситкомы, многослойность произведения и ироничное переосмысление всего и вся теперь будут присутствовать в каждом ситкоме. Так же этот сериал отличается некоторым сюрреализмом, абсурдистским юмором и яркими флэшбеками, которые требуют совершенно другого, нехарактерного для ситкомов монтажа.

Вообще, монтаж — это отдельная тема. С появлением соцсетей возрождается культура мемов, демотиваторов и прочих «говорящих» картинок, появляется новый вид юмора, где шутка строится на неожиданных сопоставлениях кадров, появляется мода на новый визуальный юмор. Создатели «Как я встретил вашу маму» следуя этой тенденции уделяют особое внимание монтажным склейкам в сериале, и большая часть юмора строится именно на смене кадров и ракурсов.

Наибольшее влияние «Как я встретил вашу маму» лучше все чувствуется в сериале «Сообщество», который пошёл ещё дальше и добавил ко всему перечисленному ещё и достаточно смелую сатиру на политику и всю медиасреду, а также сериал «Бруклин 9-9», который вместо завуалированных отсылок, прямо называет конкретные фильмы, которые пародирует каждая серия и абсурдизм тут выходит на новый уровень…Ну и «Вице-президент» — ситком о политике и политиках, он намного лучше пафосного и претенциозного «Карточного домика», глубже, талантливее и точнее всех сериалов и фильмов отражает всю политическую систему.

Ну и последнее: Чак Лори и его «Теория большого взрыва» вот это как раз тот самый классический ситком, который записывают с живой публикой, снимают с трёх камер и никакого сложного монтажа. На фоне своих предшественников, сериал отличается тем, что любовь и секс тут третьестепенны и вообще философия отношений в The Big Bang Theory особенная: любовь тут рождается в отношениях, которые строятся со временем. В ситкоме никто не останавливает самолёт, чтобы признаться кому-то в любви, никто никого не добивается, никто не влюбляется в тайне, все пары сходятся как-то случайно и без особого энтузиазма, и только когда их отношения проходят испытания временем появляется вся романтика, эта достаточна зрелая мысль проходит лейтмотивом через весь сериал. К тому же сериал оказал огромное влияние на образ гиков и ботанов, изменив приевшийся стереотип и провозгласив: «Smart is the new sexy». Надо бы упомянуть отдельно и про «Кураж-Бамбей», но об искусстве перевода у меня запланирован отдельный пост.

Судя по всему ситком «Теория большого взрыва» окончательно «закрыл» тему закадрового смеха и думаю, мода на него вернётся не скоро, но из ныне идущих ситкомов «Метод Комински» и «Детство Шелдона», пожалуй самые выдающиеся, а их снял все тот же Чак Лори, потому наверное он и будет задавать тон в ситкомах нового десятилетия, но выводы делать рано…

В этой статье я затронула только самую малую часть всех существующих видов жанра. Ситком — это широкая и разнообразная тема, которую я предлагаю каждому открыть для себя с удобной ему стороны. Юмор, иногда может рассказать о важном и серьезном, а на первый взгляд, легкомысленный сюжет возможно намного сложнее и глубже, чем кажется на первый взгляд, всё в глазах смотрящего, но кто-то об этом уже кажется говорил…

источник

#беата_кинотрёп

Ваш e-mail

Интересная статья? Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать на почту ежедневные анонсы материалов:

доставка FeedBurner

3 КОММЕНТАРИИ

  1. Синкопы в жизни смешнее,но переживают их сильнее,не умея понять,что посмеяться надо было…О кино рассказано ярко и познавательно,но жанр жизни поменялся,люди не могут уживаться,семьи и пары рспадаются,дети страдают больше всех и никто не включит закадровый смех,чтобы очнулись,поняв,что над ними крутят кино.Тогда бы ,возможно,остановились и не разбегались,а крутили новую серию комедийной жизни…

  2. Спасибо за возможность погрузиться в мир кино, познакомиться с историей жанра ситуационной комедии. Прочитала с большим интересом. Жду продолжения.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.