Цивилизация на пороге гибели или новой ступени?

973
Цивилизация
Pixabay

В научном журнале Proceedings of the National Academy of Sciences в 2018 г. были опубликованы интересные научные исследования американских ученых из Университета Вайоминга. Ученые сделали вывод, что причиной гибели древнейших цивилизаций, существовавших последние 10000 лет, стали процессы глобализации, где гибель одной цивилизации в ходе цепной реакции приводила к гибели другую. На основе оценки уровня взаимодействия и синхронизации человеческих популяций ученые пришли к выводу, что неблагоприятные изменения в экосистемах и социальных системах могут передаваться от общества к обществу. Результаты исследований предполагают, что процесс глобализации является естественным следствием эволюционных траекторий, которые увеличивают несущую способность человеческих обществ.

Вопрос гибели цивилизаций будоражил многие «ученые умы». Историки с мировым именем Э. Гиббон, Д. Даймонд, Дж. Тейнтер, В.И. Гуляев, В.И. Кузищин, Г. Ферреро и другие выделяют многие предпосылки, ведущие к коллапсу общества и цивилизации. Среди них истощение природных ресурсов, появление источника новых ресурсов, экономический и политический кризисы, классовые или социальные конфликты, нашествие варварских племен, катастрофа, стихийное бедствие. Но ученые единогласны в мнении, что кризис в одной сфере общества неминуемо ведет к деградации остальных сфер.

Н.Я. Данилевский в своем труде «Россия и Европа» связывает гибель цивилизации с внутренними процессами, а основной причиной он называет апатию отчаяния в народе. По его мнению, именно в людях, в их творческой активности, энергии лежит источник развития культурно-исторического типа. Но как только эта активность иссякает или просто снижается – приближается его неминуемая смерть.

Интересен взгляд английского историка А. Дж. Тойнби, который считает, что распад цивилизации начинается со стадии надлома. Причиной надлома выступает деградация элиты, меняющей ценности духовные, непреходящие на преходящие, земные. Он назвал это «идолопоклонством» и определил как «интеллектуально и морально ущербное обожествление части – вместо целого, твари – вместо Творца и времени – вместо вечного. Это одно из заблуждений человеческого духа, имеющее следствием превращение «высоких божественных трудов» в «мерзость запустения»». Распад цивилизаций, считает Тойнби, идет не только в общественных структурах, но и затрагивает души людей, вызывая негативные эмоции недоверия, злобы, вражды, зависти, зла и общую переоценку ценностей.

А.Ж. де Гобино в своем труде «Опыт о неравенстве человеческих рас» главной причиной гибели цивилизации видит в «вырождении народа», в его деградации, внутреннем кризисе как носителя данной цивилизации. Достигнув определенного уровня комфорта, материальных благ, стабильности, спокойствия, т.е. цивилизации, народ перестает воспроизводиться. Происходит замена ценностей, институт семьи исчезает. Все больше ценятся и поощряются эгоистические потребности человека. Никто не беспокоится о продолжении рода, и все перечисленные факторы, в итоге, приводят к гибели.

Как видно из представленных примеров, основной причиной исчезновения цивилизации является внутренний фактор народа, личности. Когда из общества «созидающего» мы деградируем до общества «беспредельно потребляющего», удовлетворяя наши низменные процессы и потребности, наступает гибель цивилизации.

Для возрождения цивилизации необходимо найти новую модель будущего, выявить вектор дальнейшего развития, найти привлекательный идеал социальной организации. Как пишут М. Лайтман и В. Хачатурян: «Прежняя социальная доминанта явно исчерпана, и поиск альтернативных вариантов уже начинает разворачиваться в разных регионах мира. Среди них, с нашей точки зрения, представляется проект, на первый взгляд весьма экстравагантный и не слишком реалистичный. Суть его в том, что человечеству предстоит совершить переход в новое состояние единого организма, соединяющего в живое неразрывное целое миллиарды «клеток»-индивидов».

Мы живем в эпоху перемен, когда многое зависит от конкретных людей, способных придать мировому развитию правильное течение. А начать необходимо с решительного пересмотра устоявшихся представлений о человеке, социуме и универсуме. В основание идеи интегральности большой вклад внесли В. Вернадский, Тейя́р де Шарде́н, Питер Рассел, М. Моисеев.

Интегральное восприятие мира открывает возможность перезагрузки мирового социума. Оно соединяет индивидуальное с общим, личное с групповым, частное с целым. Это новый подход для решения всех глобальных проблем цивилизации.

Старый мир рассыпается, а человечество безмолвно наблюдает свое бессилие. Многие начинают понимать, что возврата к прошлому уже не будет, и задают вопрос: а что дальше? Что нам делать?

Решение нам подсказывает сама Природа. Присмотритесь, насколько универсум един, насколько мы все взаимозависимы. Все мироздание пронизано невидимыми нитями, соединяющими нас на разных уровнях и ступенях существования. Мир глобален, интегрален, и человек тоже должен выйти на новый виток развития и стать интегральным. Человечество будущего – это единый организм, некая глобальная связь! Связь, основанная на догмах хорошо забытого старого мира – любви, гармонии, бережного отношения друг к другу.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

Подписывайтесь также на Telegram-канал клуба «22 век» и будьте в курсе актуальных социальных тенденций и прогнозов о будущем.

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Сколько умов говорят об одном и том же, поразительно. Они все приходят к одному выводу – пора человечеству задуматься обо всех, а не только о себе. А человек никак не хочет прислушаться, что он и есть часть природы. Если человечество может изменить за несколько месяцев воздух, которым мы дышим, частично природу. Все видели выход диких животных в разных городах на улицы. Вот еще в копилку к статье мнение Филиппа Кусто (Французский океанограф, сын Жак-Ива и Симоны Кусто):
    «Поскольку экономическое восстановление не будет быстрым, у нас есть время подумать, как мы будем запускать экономику. Есть прямая зависимость между коронавирусом и разрушением природы человеком. Нам предстоит еще много исследований, но все эти болезни пришли из природы. Чем больше мы будем ее разрушать, тем с большим количеством болезней столкнемся. Здесь есть урок, к которому мы должны прислушаться. Или мы будем постоянно повторять один и тот же сценарий. Если мы истребим последние дикие места на земле, то мы столкнемся с болезнями. Это уже много раз случалось. Я верю, что то, какой мир мы построим после этого кризиса, зависит от нас. К тому же, когда мы адаптируем технологии и корректируем поведение, которое может сократить уровень загрязнения, у природы есть невероятная способность быстро восстанавливаться. За несколько месяцев мы можем изменить воздух, которым дышим».
    Спасибо за статью!

Добавить комментарий для СветланаОтменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.