Интегральная семья

552
Pixabay

Предназначение семьи

Семья – это основанная на единой деятельности общность людей, связанных узами супружества, родительства и родства, осуществляющая семейные функции. Это сложное социально-психологическое явление: ячейка общества, форма организации личного быта, основанная на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.

В жизни каждого человека семья занимает центральное место.

Особенности современной семьи проявляются в ее эмансипации, экономической свободе, утрате семейных традиций. Современные кризисные явления в жизни семьи многообразны. Прежде всего, разрушены нравственные представления о браке и семье, повреждены устои семьи, нарушены взаимоотношения ее членов.

Кризис коснулся всех уровней жизнедеятельности и взаимоотношений членов семьи:

—  потеря органичной цельности;

— неспособность членов семьи к сотрудничеству и практическому взаимодействию;

-взаимная нетерпимость супругов, родителей и детей, представителей старшего и младшего поколения, неготовности членов семьи прощать недостатки и проявлять теплое участие, снисходительность, милосердие друг к другу;

— отсутствие открытости и взаимопонимания между членами семьи, путаница в социальных ролях мужчины и женщины;

— исчезновение доверия и любви к 6лизким, утрата членами семьи способности войти в общую жизнь друг с другом, утрата способности к эмпатии;

— потеря понимания цели и смысла жизни друг с другом, семейная жизнь стала для человека обузой, тяжким и непосильным 6ременем.

Эгоизм супругов приводит к крушению семьи. Парадоксальность ситуации заключается в том, что супруги, как правило, видят эгоизм своего партнера, но не видят собственного. При консультировании разводящихся супругов психологу больше всего бросается в глаза чрезмерная концентрация внимания обоих партнеров на собственном «я».

Кризис семьи во взаимодействии всех ее частей показывает, что существующая модель уже себя изжила. Сегодня за счет того, что мы получаем извне огромное количество информации, выстроенной на принципах разобщения, происходит ее губительное действие на все аспекты жизни общества. Огромную силу влияния на формирование отношений внутри семьи оказывают примеры, которые мы берем из СМИ, общественных и социальных институтов, интернета, фильмов, новостных каналов и прочих источников, которые нас окружают. Но если эти источники созданы не на основах единства и не по законам интегральной природы, то они являются разрушительными для всего общества. Потому что они разобщают нас, дают не те ценности и установки, потому что выстроены из индивидуальной эгоистической потребности индивидуума. Такие формы взаимодействия основываются, как правило, на инстинктах, где нет осознанного понимания природы каждого члена семьи и его особенностей.

Модель интегральной семьи

Первая задача, которая стоит перед супругами, – сформировать интегральные отношения внутри семьи. Они проходят ряд состояний, сами исследуют их и приходят к слаженной интегральной модели. Важно, чтобы оба супруга ощутили, что относятся с уважением друг к другу – не давят и не ущемляют, не стараются сломать личность партнера и дают понять, что каждый занимает равную позицию. Выяснения в такой семье проходят в виде бесед, обсуждений, где не затрагивают конкретную личность. Оба смотрят на ситуацию со стороны и находят совместное решение сложившейся ситуации. И так происходит некий обмен опытом и разными взглядами на одну и ту же ситуацию.

Предназначение интегральной семьи – полезность и близость к обществу. Такого рода семью общество понимает, потому что семья начинает смотреть на общество через призму семейных ценностей, таких как: целостность, взаимная поддержка, ответственность, в ней присутствует ощущение зависимости благополучия от всех членов семьи, сила единства.

Пока внутреннее отдаление не позволяет найти точки соприкосновения, и поэтому в данный момент у нас есть огромная пропасть в коммуникации на всех уровнях.

Интегральная же форма взаимодействия направлена на единство всех частей. Из этого состояния необходимо создавать обучающие программы, СМИ, другие источники информации и все, с чем соприкасается человек. Такая форма будет иметь созидательное влияние на семью и общество в целом.

Задача интегральной семьи – сформировать качественно новые отношения внутри семьи, в которых заложены правила взаимодействия на общечеловеческом уровне. Примерами таких качеств являются милосердие, забота, справедливость, чуткость, внимательность, взгляд на проблему со стороны, понимание индивидуальной природы каждого, равноправие. Основанные на этом отношения приводят к балансу между всеми членами семьи, подчеркивают важность мнения каждого и дают включенность друг в друга. Такое изменение дает возможность построить семью как единую ячейку общества. При правильной организации она может взаимодействовать с другими семьями, не причиняя ущерба, а, наоборот, являя личный положительный пример.

Общество играет огромную роль в жизни интегральной семьи. Большую часть времени супруги проводят в обществе и оттуда получают энергию, форму взаимоотношений, которые направлены на удовлетворение потребностей общества, являются источником развития жизни. Что, в свою очередь, само по себе дает возможность семье развиваться. Внутри семьи супруги находят для себя смысл, разнообразие жизни, ощущение принадлежности ко всему обществу вне себя, осмысленное продолжение жизни на благо всех. Тогда совместный союз двух частей – мужчины и женщины – приобретает идею, которая становится выше их собственных интересов.

Можно обощить все сказанное коротко:

  • Приобретение интегральных принципов, ценностей, навыков внутри интегральной семьи для транслирования их вовне. Положительный пример в обществе.
  • Мы часто сталкиваемся со сложными эгоистическими формами, которые под силу преодолеть только интегральной семье, потому что она работает как один сплоченный механизм.
  • Умение подниматься над индивидуальными различиями внутри семьи.
  • Все наши формы поведения приобретены нами извне (культура и СМИ), кроме инстинктивных форм на животном уровне.
  • Заботясь об обществе, интегральная семья автоматически заботится и о своей семье. Другими словами, благо каждой семьи зависит от блага всего общества.
  • Интегральная семья – та, в которой соединено разумное отношение к жизни и чувственное восприятие на внутреннем, духовном уровне.
  • Объединение является формой, которая рождает горючее, мотивацию и жизненные силы.

Партнеры удовлетворяют желания друг друга и так рождают единство, добрые отношения. Тогда спустя некоторое время можно увидеть, как снижаются взаимные претензии. Внутри такой связи, внутри такой семьи становится просто, тепло и комфортно. Это простая техника, которой надо обучиться всем, перед тем как создавать семью.

Союз между мужчиной и женщиной

Мужчина и женщина – это две противоположные стихии, два желания, две противоположные структуры с разным восприятием мира, с разным строением и с разным предназначением в семье. Женщина создана принимающей, желающей, а мужчина – наполняющим, удовлетворяющим ее желания.

Для того чтобы союз был совершенным и долгим, семья должна иметь правильную структуру, супруги должны быть одним целым, дополнять друг друга. Правильная структура семьи – это когда в семье мужчина обеспечивает всем насущным женщину и детей, а женщина занимается домом и помогает мужчине реализовать все необходимые для семьи потребности. Женщина так самореализутеся – когда не напрямую получает то, что хочет, а взращивает в мужчине потребность обеспечить ее и детей всем необходимым. На таком уровне они взаимодействуют, и поэтому возникает потребность в друг друге. Без одной какой-то части они не могут достигнуть совершенства и быть примером внутри общества.

Какими же качествами обладают идеальные мужчина и женщина, которые создают такую связь?

Идеальная женщина поддерживает, подбадривает своего мужа, и именно в таком случае у них появляются огромные внутренние силы – у каждого и у обоих вместе, – и они могут все преодолеть и построить действительно хорошую семью.

Идеальный муж – это тот, которым довольна жена. Женщине не надо многого от мужчины: чуть чаще говорить ей насколько ты ее ценишь, любишь, уважаешь, насколько она приятная, привлекательная в твоих глазах и становится все время лучше.

Что такое настоящая любовь

Перед тем как понять, что такое настоящая любовь, мы должны разобраться, какие виды любви существуют в нашем мире.

Простым примером может стать наша любовь к пище, например, к рыбе: мы любим ее вкус и можем сказать, что мы ее любим. Или, если не любим вкус рыбы, то говорим, что рыба нам неприятна.

Так и в отношениях в паре: если у нас по отношению к партнеру есть вкус, есть общие свойства, которыми мы наслаждаемся, то эгоистически мы можем определить, что этот человек нам приятен, он нами любим. А если нет совпадения по свойствам, интересам или каким-либо другим критериям, то мы не испытываем к нему никаких чувств. Психологи говорят об этом явлении, что у каждого человека есть шаблон семьи, партнера, который он приобрел из детства, воспитываясь родителями. Такую любовь мы можем определить как животный уровень.

А есть еще более высокое, неисчезающее, бесконечное чувство любви. С этим понятием мы и должны разобраться.

В нашем мире любви нет. Мужчина и женщина, будучи противоположными по свойствам, не могут соединиться, разве только между ними есть свет или озарение. А возможно это, если они оба стремятся к этому высшему озарению и тогда раскрывают между ними любовь.

Настоящая любовь – это абсолютное доверие, безоговорочная поддержка, самопожертвование и уверенность в том, что к тебе относятся так же.

Цель создания интегральной семьи

Если мы говорим о природе, то на животном уровне нам нужна семья. Для чего? Самке нужен самец, чтобы заботиться о потомстве, иначе она не сможет его обеспечить. А самец хочет, чтобы у него было именно его потомство, поэтому он берет себе самку и готов ее обслуживать.

И в этом у нас нет разницы – что в человеческом обществе, что у животных – один и тот же импульс. Поэтому мужчине нужно, чтобы какая-то женщина принадлежала ему. Он хочет, чтобы дети были его, взамен на это он готов обеспечивать женщину пищей и всем остальным.

Это самое простое обоюдное соглашение: мужчина хочет своих детей, а женщина хочет растить их в безопасности. Поэтому природа толкает людей к соединению, которое называется семьей.

Если бы не было этого соглашения, никто не ощущал бы ничего по отношению друг к другу. Самки и самцы связывались бы просто так, беспорядочно (что и происходит в современном обществе). В природе мы видим такие виды животных, в которых самец заботится о потомстве гораздо дольше, чем самка.

У такого союза – духовные корни, которые показывают, что мы существуем в едином целом. И во всей этой системе есть мужская и женская часть. В Природе существует две силы – мужская, активная часть, и женская, которая получает от мужской части. Любая дающая сила по отношению к получающей называется мужчиной. При взаимодействии мужской и женской силы или части рождается нечто третье, что в нашем мире называется ребенок или явление. Но не может быть такого отношения – что якобы один лучше, выше, а другой – наоборот. Не может быть, потому что они зависят друг от друга. В духовном это абсолютно равные силы. Более того, низший должен продвинуться и стать подобным высшему и независимым. Так система устроена для того, чтобы мы были самостоятельными и чтобы соответствовали высшим законам природы.

Обычно женщины кажутся спокойными, тихими, не такими шумными и активными, как мужчины. Но именно их желание определяет все, что происходит в мире: если женщина чего-то захочет – так и будет. А если что-то происходит вне связи с женским желанием, то чаще всего оказывается неверным: всякого рода войны и случаи, когда мужчины действуют вне правильной связи с женской частью.

Если мы обратимся к науке, то можем увидеть такие соединения даже на неживом уровне – в атомах, например. В них есть и мужская и женская часть, плюс и минус. И такое строение везде. Правильная связь между противоположнстями приводит к развитию жизни. Поэтому все, о чем мы говорили выше, – естественно и закономерно.

На уровне хромосом природа мужчины и женщины также имеет мужскую и женскую части. По отношению к природе, к отдающей силе, мы все являемся женщинами, получающими. Тут все очень естественно, и нет ничего выходящего за рамки природы.

Но мы видим, что реальность далека от сказанного выше. Например, мужчины часто не хотят потомства. Это происходит по той причине, что мы находимся в неисправном состоянии форм эгоизма, которые естественны для нашего поколения. Наш эгоизм дошел до своего конечного развития.

Теперь мы обязаны сделать шаг вперед – перейти к новой форме интегрального взаимодействия. Тогда мы будем себя вести иначе по отношению друг к другу, к природе и к самим себе. Конечные формы нашего эгоизма похожи на человека в старости, когда у него много искажений, отклонений, различных проблем, когда утрачена даже начальная правильная роль наших эгоистических взаимоотношений. Мы видим, что начинается даже путаница между полами, между их ролями. Это можно называть системным сбоем. И это действительно конец прошедшей эры и начало новой.

Возникает вопрос: как, согласно этим корням, нам построить крепкую семью, чтобы она никогда не распалась?

В этом эгоистическом периоде нет ничего, что могло бы удержать супругов вместе. Нередко даже общие дети или общее имущество не удерживают супругов вместе. Ранее семью держали культурно-религиозные ценности, окружение, родственники, мнение окружающих. Многие предпочитали страдать, нежели разводиться. Также было тяжело содержать детей по-одиночке, вырастить и вывести их в самостоятельную жизнь.

А в постиндустриальном обществе этих проблем нет. Каждой проблеме находится решение: роботизация домашнего хозяйства, свободные отношения и так далее. Наше эго настолько велико, настолько жестко, что не ощущает зависимости ни от кого, с трудом терпит самого себя. Даже сексуальные отношения настолько отклонились от природной нормы, что многие специалисты не знают, что с этим делать.

Пока супруги не поймут, что нужны друг другу, для того чтобы достичь высшую духовную цель, классическая семья не сможет выжить.

Если человек увидит, что его жизнь конечна и не имеет смысла, то начнет искать условия, которые помогут ему идти к этой цели. И если он связывает себя с семьей для достижения духовной цели, ставит себя в такие рамки, которые помогают ему взрастить в себе свойство отдачи, тогда он понимает необходимость в семье.

В отличие от женщины, для мужчины семья это обязательное условие, которое делает его ответственным. Потому что мужчина должен заботиться о том, кому отдавать. Семейные рамки очень положительно влияют на внутреннее развитие мужчины. Поэтому он обязан жениться, содержать семью – иначе не продвинется в духовном.

На протяжении развития человечества понятие семьи сильно изменилось. Что такое сейчас идеальная семья?

Идеальная семья – то же, что и идеальная любовь. Она строится над всеми проблемами, вместе с ними и вопреки им. Поэтому, если люди знают, как над проблемами создавать мостики и беречь их, то им удается создать настоящую любовь. Любовь – это следствие очень большой работы над своими и чужими недостатками.

А что такое жить над проблемами? Зная все проблемы, не закрывая на них глаза, все-таки пытаться уважать другого, ценить его и быть связанными друг с другом.

Законы взаимодействия семьи будущего

В семье постоянно происходят какие-то разногласия, споры, даже ссоры. Каждый пытается доказать другому свою правоту. Такие ситуации часто приводят супругов к непониманию и отдалению друг от друга. Как же, с точки зрения интегрального подхода, это возможно изменить?

Во-первых, мы зависим друг от друга, связаны друг с другом, устремляемся друг к другу. Когда один партнер что-то делает, он должен учитывать, что оказывает воздействие на другого, хочет он этого или нет. Так происходит с обеих сторон.

Мы находимся в состоянии мира, когда все воздействуем и влияем друг на друга, не спрашивая. Мы связаны единой интегральной системой. И если передаем негативные реакции другим людям, они, как вирусы, возвращаются к нам, либо воздействуют на наше настроение и другие аспекты жизни.

Что нам с этим делать? Тут мы должны регулярно делать мысленный расчет, думая о каждом члене своей семьи. Это поручительство – мы обязаны влиять друг на друга хорошо. Поэтому и строим внутри семьи доброжелательную форму связи, через которую начинаем взаимодействовать с миром вокруг нас – с другими семьями, коллегами по работе, соседями и так далее.

Мы постепенно приводим семью к таким взаимоотношениям, в которых каждый начинает искать способ приподняться над своими негативными мыслями, желанием принести конфликт в семью. Это такой практический опыт, которому обучаются все, строя правильные реакции, выстраивая общие мнения и решения, что, в свою очередь, дает членам семьи почувствовать доверие и глубокую душевную внутреннюю связь.

Каждый оставляет свое мнение и относится к другому так, как тот хочет. И он делает это вопреки своему эго: просто хорошо относится к другому, принимает его мнение, поступает согласно его просьбе.

Например, находясь сейчас на карантине, мы в семье заботимся друг о друге и решаем, что надо носить маски. И я хожу в маске, хочу этого или нет. Тут нет другого выхода: мы вместе идем к объединению, любви и налаживаем хорошую связь друг с другом, которая основана на самоотмене. Со временем супругу становится хорошо, комфортно и тепло на сердце, когда он отказывается от чего-то ради другого. Супруги не находятся между собой в соревновании – кто выиграл, а кто проиграл. Начинается соревнование по отмене себя перед другим. Потому что наша самая важная награда – быть связанными любовью.

Такая форма коммуникации в семье позволяет постоянно растить любовь и доброе отношение. Нет другого способа, как только всегда действовать из расчета увеличить любовь. Отказать себе, для того чтобы любить его. Вот такой простой механизм, который надо регулярно практиковать.

Мир как одна семья

Мы живем во взаимосвязанном мире, и эта взаимосвязь проявляется на всех уровнях. Общеизвестны такие явления, как эффект бабочки, эффект домино, коллективный интеллект, мудрость толпы и т.д.

Взаимное поручительство – это когда мы все представляем собой одну единую интегральную систему.

Речь пока идет не обо всех людях Земли, но, в принципе, природа двигает нас к тому, чтобы мы осознали себя полностью интегрально взаимосвязанными. Поэтому мы должны измениться в отношении друг к другу, во внимании и взаимной помощи настолько, чтобы представлять собой абсолютно единый организм.

Это значит – как я ухаживаю за своим организмом и инстинктивно желаю для него самого наилучшего, такое же участие я должен принимать в природе и стремиться, чтобы все достигли такого же уровня.

Закон поручительства – это основа взаимодействия всех живых организмов, которое базируется на равновесии между получением и отдачей. Причем закон получения заключается в том, что каждый член общества старается получить все необходимое ему для жизни так, как требует его индивидуальная, эгоистическая система. А закон отдачи – в том, что каждый человек заботится о благе всего общества.

Если человек не соблюдает закон отдачи, то на него обрушиваются катаклизмы и проблемы, посылаемые ему природой. Как человек может соблюдать этот закон?

Как соблюдать – это одна проблема. А то, что человек обязан соблюдать этот закон, вытекает из той картины природы, которая раскрывается нам.

Мы видим перед собой абсолютно интегральную картину – одну единую природу, в которую включен человек со всеми своими эгоизмами, научными и антинаучными «измами». Выходит, что мы не можем увернуться и выйти из интегральной картины природы. Желаем мы того или нет, мы находимся внутри этой системы и вне ее существовать не можем.

Эта система постоянно развивается. На неживом уровне – в течение сотен тысяч лет, на растительном уровне – в течение десятков тысяч лет, на животном уровне – в течение тысяч лет, а на человеческом уровне – в течение буквально десятков лет. То есть, чем выше организована природа, тем быстрее в ней происходят всевозможные этапы развития.

Вопрос только в том, когда мы начинаем раскрывать себя в этой системе? Мы видим, что противоположны ей по очень простой причине: мы не инстинктивно задействованы от природы, ведь она воздействует на нас с элементом свободы.

Мы можем согласиться или не согласиться с тем, как природа работает над нами, и в этой мере определяем свою судьбу. Получается, что мы несчастные люди. Нам дана природа, мы можем в ней жить, трудиться, размножаться, создавать все, что угодно, причем не так, как животные, а на следующем, разумном уровне. А что с этим делать, мы не знаем. Строим все, исходя из нашей естественной эгоистической природы, действуя во вред другим и якобы на пользу себе. Мы не понимаем, что интегральная природа вынуждает нас стать другими. С пользой для себя – это значит на пользу других.

Человек общества будущего будет наслаждаться только за счет высшего постижения изумительной связи всех свойств, сил природы, всей ее интегральной картины.

Человек будет получать наслаждение от самого процесса налаживания связей с другими людьми и этим наполняться. В связи с другими людьми он станет раскрывать единую силу природы, и это будет его наполнять и возвышать.

Психологическое консультурование

Интегральная психология уделяет большое внимание семье, рассматривая ее как пример естественной малой социальной группы. Все особенности такой группы приобретают в семье определенную специфику. Тем не менее, знание закономерностей функционирования и развития малых групп может обусловить известный вклад в развитие оптимальных форм взаимоотношений и в этой ячейке общества. Можно выделить несколько задач, которые могут быть решены на практике.

  1. Просветительская функция: подготовка молодых людей к созданию семьи. Подготовка к браку, в первую очередь, включает в себя познание психологии мужчины и женщины. Здесь должны обсуждаться вопросы о семейных ролях, о тех изменениях, которые происходят в содержании этих ролей в современном обществе. Сведения о семье как об институте интегральной социализации ребенка также полезны парам, готовящимся к вступлению в брак.
  2. Служба знакомства. Современный образ жизни создает трудности в поиске спутника жизни. Эти трудности связаны с переходом сферы общения в интернет, атомизацией общества и дистанцированием, созданным пандемией коронавируса. Все это сильно локализует сферу общения и ограничивает контакты с лицами другого пола. Работа и досуг, организуемый по производственному принципу, сужают возможности общения с людьми определенного возраста, несемейных, одиноких и т.д. В данном случае помощь может быть оказана системой различных государственных и общественных мер, как, например, созданием клубов, различных форм групп, содружеств и коопераций.
  3. Помощь консультанта. Снятие определенных психологических барьеров, мешающих молодым по каким-то причинам устанавливать взаимоотношения с представителями другого пола. Консультация в этой области должна обязательно включать в себя обучение общению и взаимопониманию. Вторая часть задач – улучшение взаимоотношений в существующих семьях. Главный вопрос здесь – регулирование семейных взаимоотношений, способствующее повышению устойчивости семьи. Интегральный психолог-практик должен обучать пары правильному общению в семье. Средством такого обучения является тренинг интегральных взаимоотношений. Важным подспорьем ему служит методика круга, разработанная в последние годы специалистами по интегральной психологии.

Заключение

В условиях кризисного положения семьи невозможно решить проблемы ее становления только за счет разрозненных и эпизодических мер. Необходим комплексный, системный подход по осуществлению педагогического сопровождения семьи в решении вопросов стабилизации супружеских пар. Реализация такого подхода на практике возможна лишь при условии серьезной государственной поддержки – в организации обучения интегральной методике в школах и внедрении широкой сети семейных консультаций по методике круга.

 

Библиография:

  1. Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2004.
  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. М. 1988.
  3. Лайтман М. Архив МАК. URL: https://kabbalahmedia.info/ru/
  4. Прохорова О. Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебно-методическое пособие по курсу / Под общей редакцией Торохтий В. С. – Москва, 2005.
  5. Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. М. 1979.
  6. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. М. 2000.
  7. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. «Семейная психотерапия». Ленинград: «Медицина». 1990.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

Этот материал — часть курса «Интегральная психология», который разрабатывается в Институте Исследования Интегрального Мира (IWRI). Науч. редактор курса: проф. Э. Элиав. Общий редактор курса: Т. Ашер. Подготовка материала: О. Петрашова. Секретарь курса: В. Шапошникова. Литредактор: А. Александрова.

 

Ваш e-mail

Интересная статья? Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать на почту ежедневные анонсы материалов:

доставка FeedBurner

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Очень важная и нужная статья, которая помогает определить значение каждого в семье.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.