Интегральная социализация

612

Интегральная социология изучает все сферы социокультурного пространства, исследуя их отдельные элементы; интегральная социология учитывает множество факторов при объяснении социальной реальности; интегральная социология исследует статику и динамику общественной жизни.

Мир, в котором мы сегодня живем, – глобальный, интегральный. Это значит, что все его части полностью взаимозависимы, и каждая часть определяет судьбу всех. Таким он проявился благодаря прогрессу. Начиная с этого момента, нет места распрям между частями мира, потому что все, что противоречит интеграции, противоречит прогрессу, эволюции, закону природы. Абсолютная связь всех частей мира должна быть осознана нами как факт.

Человек, который правильно войдет в интеграцию, от этого выиграет. Он не просто будет воспитанным, у него будут необходимые навыки для выживания. Потому что выживет не сильный – нечего будет отбирать друг от друга. Выживет только тот, кто приспособится, поймет, что интеграция, взаимосвязь, взаимное поручительство, уступки, связи, объединение – это зов природы. А цель природы – привести человечество к подобию себе – к гармонии и совершенству.

От рождения до 2 лет

Появляющиеся в последнее время исследования говорят о способности плода воспринимать. Сначала говорили, что он воспринимает звуки. Затем обнаружили, что чем больше он слышит свою семью, тем быстрее узнает ее после рождения. Иными словами, существует некий вид подготовки, которую можно провести с зародышем, находящимся в чреве матери: установить с ним связь, рассказывая о семье. Кроме того, исследования близнецов показали существование ощущения связи между зародышами: они чувствуют друг друга. Выходит, что зародыш воспринимает достаточно много, а мы это вообще не принимаем в расчет.

Этому не стоит удивляться. Мы делим природу на части, допускаем разрывы между этапами нашего развития, потому что так нам удобнее. Так мы вообще относимся к природе: делим ее на науки, хотя она едина. Тело делим на части и лечим их по-отдельности. Так и всю нашу жизнь мы делим на периоды и изучаем их, отделяя друг от друга. Причина этого в том, что такими мы созданы – с эгоизмом, который отделяет нас друг от друга. Кроме того, такая позиция нам удобна: чувствовать себя выше природы и поступать с каждой частью по своему разумению. Но природа – единый механизм, находящийся в едином движении. Это, прежде всего, обязывает нас изучить и выполнять ее глобальные и интегральные законы. Поэтому внутриутробный период, вскармливание и другие этапы, вплоть до взрослого состояния, являются неразрывно связанными этапами становления человека и полностью влияют друг на друга.

Самые главные свойства развиваются в течение первых трех месяцев – самое важное развитие происходит на первом этапе.

Исследования говорят о способности младенца с первых дней чувствовать, что у него есть две среды. Мать – это одна среда, которую он чувствует, находясь с матерью в полном симбиозе: он и она – один мир. Но есть и вторая среда – отец. Когда он слышит голос отца или отец берет его на руки, – это очень важно, так как связано с ощущением уверенности. У детей присутствие или отсутствие отца связано с чувством защищенности и уровнем достигаемого результата. Удивительно, но, играя с папой в ту же игру, что и с мамой – без соревнования между ними, – ребенок достигает лучших результатов.

Все, что мать требует относительно ребенка, отец обязан выполнять. Но сам он связывается с ребенком через мать, пока не начинается с 3 лет период воспитания. Тогда мальчик обязан быть в окружении мальчиков и мужчин, включая отца.

Этот период от рождения до двух лет ребенку необходим, чтобы укрепиться в базисных ощущениях. Если его отдаляют от матери, он очень страдает. Ему противопоказано отдаление от матери, ведь до двух лет ребенок не понимает, что существуют другие дети.

Вскармливание является непосредственным продолжением беременности. Одновременно вслед за внутриутробной связью он получает теперь извне, – но от матери, через мать – множество внешней информации, а также ее запахи, звуки, ощущения. Между ними существует такая внутренняя коммуникация. Она естественным образом не оставляет места ни для кого иного, кроме матери. И только после двух лет ребенок обретает готовность принимать информацию, связь с посторонними людьми. А до этого все воспринимает только через мать.

Подведем итог. Интегральное воспитание оставляет в ребенке особое впечатление, с которым он затем идет по жизни, используя свое отношение к миру, как иммунитет от неправильного отношения ко всему окружающему. Он не оторван от жизни, а наоборот, включен в нее как действующая часть, причем в нем есть некий «внутренний стержень», который правильно направляет его по жизни. Даже если он падает, то быстро поднимается, так как знает направление движения. Кроме того, интегральное воспитание дает ребенку широкое мировоззрение, поскольку с раннего возраста ему открывает мир. Это воспитание естественно, подобно природе, а потому воспринимается ребенком легко и просто. Мы также говорили о важности вскармливания до первых двух лет, когда ребенок благодаря прямой связи с матерью получает от нее то, что не получил в утробе. Кроме физического наполнения, он получает крепкую связь с матерью, чего так не хватает современному миру.

От 3 до 6 лет

В этом возрасте необходимо вырабатывать правильные привычки, беседовать с ребенком, утверждать авторитет родителей. Если мы хотим чего-то добиться, то должны относиться к этому последовательно и не менять своего отношения, иначе ребенок почувствует разрыв между нашим отношением сегодня и раньше и не поймет, чего мы от него хотим.

Мальчики должны учиться в группах до 10 человек. Девочки могут учится в более многочисленных группах, потому что они воспринимают общество иначе, чем мальчики. С детьми надо все обсуждать и все объяснять, создавать в ребенке ощущение ближнего, которое у нас отсутствует. Если мы сделаем это правильно, то вырастим совсем другое поколение.

Личностное развитие ребенка, то есть развитие его индивидуальности, происходит за счет ощущения, что есть суд и милосердие, определенные ограничения, развитие в разных направлениях, реакции на его поведение. Поэтому он должен давать оценку своему поведению и обращать внимание на оценки других. Из проходимых им процессов в нем должна сформироваться внутренняя основа для самовоспитания.

Главный вывод: говорите со своими детьми! Дайте им возможность обсуждать с вами темы из их жизни, которые их волнуют. Результат, который вы получите, будет неоценим. На ваших глазах будет развиваться человек, и в возрасте пяти-шести лет он начнет поднимать темы, о которых вы не могли и подумать.

От 6 до 9 лет

Когда ребенок достигает шести лет – это уже маленький человек. В это время с ним уже можно разговаривать о серьезных вещах. Нам только кажется, что это все еще маленький ребенок. Шесть лет – возраст, когда в ребенке уже начинает расти человек. Он знает, как себя вести, способен судить себя и других. Он знает, что он делает, – пусть с ошибками, пусть что-то забывает. Ведь в нем все время развивается что-то новое, и потому он опять запутывается. Но он признает, что все не так уж просто. Его видение не является чем-то постоянным – завтра все может измениться. Могут оказаться правы другие, хотя ему это трудно принять. В нем уже есть задатки восприятия мира не только таким, каким он ему кажется в определенное проживаемое мгновенье. Нужно относиться к нему как к взрослому, ничего от него не скрывать, не играть с ним, не запутывать его.

Человеком он называется, когда наряду с желаниями, которые хочет удовлетворить, он может поднятся«над собой», и оттуда смотреть на свое «я»,оттуда судить себя и понимать, что может быть другим, что может иначе думать и внутренне изменяться. Это ступень человека – он уже осознает, что развивается, а не прилеплен к тому мгновенью, которое проживает сейчас. В этом существенная разница между нами и животными. Мы можем мыслить в рамках исторического времени.

В период от шести до девяти лет стоит больше выходить с детьми на природу, в музеи, в планетарий, к морю, в лес. Нужно показывать им жизнь, гулять с ними по городу, бывать на стадионе, в театре и так далее. Они должны узнавать жизнь. Очень важно потом многократно с ними обсуждать увиденное: зачем мы туда ходили, где были, что мы там делали, для чего это или то существует, и так далее.

Нужно обучать их отношению к миру – к своему окружению, близким, природе. Мы должны раскрыть им жизнь, правильное видение семьи, брака, жизни общества, рассказать о мире, о звездах, о покупках и продажах, о движении, истории, географии. При этом объяснять это как единый механизм, в котором мы существуем, в одной сфере, в которой все находится в гармонии – и мы тоже должны правильно участвовать в этой гармонии. А если нарушаем ее, то это вызывает страдания и кризисы: болезни, экологические катастрофы, падение бирж, вспыхивают войны, происходят террористические акты.

Таким образом, мы учим их тому, что существует большой и единый мир. Отсюда мы постепенно начинаем развивать в них отношение к обществу. Но то, что касается общества, – в последнюю очередь. Прежде всего, нужно научить их увидеть жизнь в ее высоком смысле, осознать ее глобальность, они должны понять, что все едино. Мы должны водить их в музеи, выезжать с ними на природу, гулять по городу и тем самым вызывать в них определенные реакции, чтобы постепенно привести их к пониманию, что все это – части единого целого. И сама эта реальность ведет человека к Добру.

Мы должны прежде всего заботиться о воспитании, а затем уже об образовании. В этой непреходящей заботе нам нужно, начиная с рождения человека, построить для него правильное окружение, среду, в которой он будет обучаться интегральной связи: он воздействует на окружение, и в ответ окружение воздействует на него. Он раскрывает себя как частичку мира. И, объединяясь со всеми, ощущает себя как бы растворенным в природе.

От 9 до 13 лет

В возрасте 9-13 лет мы наблюдаем в детях неуравновешенность, нервозность. Причем сами дети обвиняют в этом других и не ищут причину в себе. Отчетливо начинает проявляться растущее стремление к самостоятельности. Ребенок как бы колеблется между зависимостью и самостоятельностью. Ему очень хочется в обстановке вне дома быть самостоятельным, но внутри семьи он снова становится полностью зависимым. И это создает много сложностей и путаницы для родителей.

Мы должны из каждого ребенка сделать психолога для самого себя. Он должен понимать себя и осознавать, как его видят другие люди. Мы должны показывать ему его поведение, снятое на видеопленку, и поведение разных людей, разных полов и возрастов, в разнообразных ситуациях. Все это должно затем обсуждаться в группе подростков. Он должен чувствовать, что его учат жизни и правильному отношению к ней. Обучение должно быть полностью открытым, без запретных тем, недоговорок, сокрытий, которые приводят только к всевозможным отклонениям.

В этом возрасте нужно учить ребенка анализировать свое поведение, распознавать внутреннюю борьбу противоположных сил в себе и получать удовольствие от такого раскрытия. Подобный постоянный анализ формирует в ребенке внутреннюю зрелость, несмотря на малый возраст. Средства для такого воспитания – фильмы, откровенные беседы в школе и дома абсолютно на все темы, касающиеся природы человека. Вместе с детьми можно смотреть передачи для семейного просмотра, где и взрослые, и дети увидят, как в зеркале, свои отношения и проблемы. Это поможет решать проблемы в семьях.

От 13 до 18 лет

Период полового созревания характеризуется сильными гормональными воздействиями. На этом этапе очень важно объяснять подросткам, что с ними происходит и как эта гормональная буря влияет на их поведение и мировоззрение. Затем очень важно углубить объяснение в том, что только через соединение с общей силой природы, суть которой – отдача и любовь, можно достичь гармоничного союза между людьми. Само существование разных полов и наше стремление друг к другу предназначено лишь для того, чтобы каждый восполнил себя, так как мы являемся противоположными половинками того единого целого, к которому и стремимся. Осуществить это соединение может та же природа, которая специально нас разделила. В соединении двух противоположностей рождается нечто более высокое, чем каждый в отдельности.

Мы должны показывать подросткам все, что есть в жизни, объяснять и давать им возможность узнать и почувствовать все ее стороны. Разумеется, все это при условии правильной подготовки. Такого воспитания молодежи сейчас не хватает. Нельзя от них ничего скрывать, в том числе и в отношении полов. Своей открытостью мы снимем нездоровый интерес к этой теме. Нужно объяснять, что все это игра гормонов. Они должны это знать для того, чтобы понимать происходящие изменения в них самих и в других, и научиться ими управлять. Должно быть четкое понимание, что когда нас тянет к кому-то, то это проявление в нас животного начала. А поскольку мы отличаемся друг от друга, то и влечения у каждого свои.

Важно показать подросткам, насколько логично и важно в жизни соединиться с другими людьми, чтобы достичь гармонии со всей природой, частью которой являемся. Мы должны показать им, что вся природа и человеческое общество глобальны, что все мы связаны друг с другом. В основе природы заложена единая сила, управляющая всем. Мы не ощущаем ее, так как не находимся с ней в подобии свойств. Но мы можем ощутить ее, если изменим свои свойства и станем соответствовать ей.

Если уже с 7-8 лет ребенок будет понимать свою природу и природу мира, то к 15-16 годам сможет выбрать профессию. Воспитатели помогут раскрыть его способности и склонности, развить их и проверить. Это даст ему возможность правильно выбрать специальность и спутника жизни. Кроме того, мы говорили о важности окружения, в котором находится подросток. Важный совет – ввести его в общество, в котором он будет развиваться. Сегодня этого нет, а потому человек чувствует себя в пустоте. Чтобы не упустить развитие, нужно создать подростку поддерживающее окружение. Если он почувствует, что находится в хорошем окружении, то не захочет из него уходить.

Участие родителей в интегральном воспитании

Необходимо как можно яснее внушить родителям очень простое правило: они не вмешиваются в процесс интегрального воспитания. Они учатся проводить ту же методику, когда ребенок находится дома.

Для родителей она заключается в том, что они с ребенком просты, откровенны, дружелюбны, показывают ему, что согласны с его воспитанием. Таким образом они заслуживают его одобрение, и он не считает их динозаврами, противниками. Родители показывают ребенку, что доверяют ему, всячески дают понять ребенку, как они его уважают, но именно в том, что он идет новым путем к новому миру.

Роль системы просвещения

Подлинная задача, стоящая сегодня перед системой просвещения, – это не столько передача знаний, сколько обеспечение детей социальными навыками, которые помогут им преодолеть разобщенность, подозрительность и недоверие в обществе. Чтобы подготовить детей к жизни в глобальном мире, мы должны объяснить им, почему действительность такова и как ее можно изменить к лучшему.Ведь система образования должна готовить детей к жизни во взрослом мире, где самым востребованным товаром являются теплые, дружеские узы.

Методика интегрального воспитания прокладывает этот путь с рождения человека (и даже с предродового периода) до зрелого возраста. Ребенок, обучающийся по этой методике, усваивает правила успеха в мире, который преображается у нас на глазах. А правила просты: сотрудничество, теплая, сердечная связь с товарищами, родителями и учителями, объединение и взаимодействие. Постепенно ребенок учится тому, как заботиться о других, понимать их точку зрения, считаться с их нуждами. Более того, тем самым он учится смотреть на себя со стороны, сознавать собственные порывы и подчинять их своей власти. Он знакомится с самим собой, становится настоящим психологом. И тогда естественным образом начинает проявлять свою самобытность – не за счет других, а им на благо.

Некоторые общие соображения

  1. Интегральный подход к воспитанию подразумевает видение ребенка целостным существом – в единстве души, общества и мира.
  2. Процесс воспитания является двусторонним и постоянно эволюционирующим, то есть родители постоянно работают над своей собственной эволюцией и интеграцией и над теми способами, которыми они взаимодействуют со своими детьми.
  3. Интегральное воспитание подразумевает осознание ребенком многогранности жизни во всех ее проявлениях.
  4. При интегральном подходе необходимо проявлять максимальное внимание взаимодействию ребенка и его окружения.
  5. Сознательно приветствовать духовную и психодинамическую работу как часть интегральной практики.
  6. Воспитание становится для родителей возможностью получить опыт своих собственных более высоких состояний, выйти за пределы эгоцентричного самосознания и ощущения жизни, стать именно теми людьми, какими они хотели бы быть, и теми, на которых, они бы хотели, чтобы равнялся их ребенок.
  7. Необходимо понимание стадий развития человеческого существа, чтобы вовремя дать необходимую поддержку, в какой бы форме она ни должна была выразиться на данной конкретной стадии.
  8. Совершенство – это постоянное развертывание ко все более высоким, широким и глубоким состояниям бытия.

Таким образом, интегральное воспитание предстает как процесс, вовлекающий все уровни участвующих в нем людей. И, судя по всему, сама сущность человека как раз и является самым тонким и самым сложным инструментом подобного воспитания или, лучше сказать, взаимодействия.

Один из самых эффективных способов обучения – это моделирование тех качеств (например, внимание к окружающим, эмпатия, великодушие, уверенность в себе, сила, доброта и т.п.), которые мы хотели бы видеть в своем ребенке. Маленькие дети, как губка, впитывают информацию и всему подражают; это их способ обучения. Обращаясь с ребенком так, как бы мы хотели, чтобы он обращался с нами и окружающими, мы даем ему направление развития наиболее прямым и определенным образом. Болдуин писал: «Ребенок возвращает своим родителям, учителям и т.д. лишь тот материал, который он сам взял у них».

Интегральная модель

Мы являемся наследниками системы образования, которая возникла около 200 лет назад в связи с промышленной революцией. Это образование было основано на развитии определенных навыков: читать, писать, считать и немного разбираться в станках и в чертежах. Считается, что воспитание – это выучить иностранный язык, суметь продекламировать стихотворение, что-то станцевать, нарисовать и все. Это совсем не воспитание!

Воспитание – это формирование личности, и осуществляется только под влиянием окружающей среды, причем в окружении ровесников ребенка или, может быть, чуть старше. Поэтому надо создать вокруг детей такую благожелательную окружающую среду, которая бы правильно его сформировала, сделала из него человека с ориентирами, с ценностями, позволяющими ему жить в новом интегральном мире.

Наш мир – неподвижный, закостенелый, негибкий, формальный, потому что ощущается только в одном свойстве – эгоистическом, а не в двух: эгоистическом и альтруистическом параллельно. Когда эти два свойства смогут в человеке все время меняться, по-разному комбинироваться, тогда он начнет ощущать себя в мощном процессе, в виртуальном путешествии.

Что такое «мир», по определению Энгельса? Это материя, данная нам в ощущениях. Действительно, так. Если наши ощущения меняются с эгоистических на альтруистические, то мир меняется, и мы начинаем ощущать его по-другому. Ведь мир воспринимается в ощущении. Значит, он может представляться нам совершенно иным.

И это – материалистический, нормальный, научный подход. Мы видим, как наше внутреннее восприятие, отношение к действительности, к реальности, полностью меняет в нас восприятие этой реальности. Она – относительна.

В этом сходятся и Энгельс, и Эйнштейн, и все новейшие теории, в том числе психологические. Мы ничего не изобретаем. Мы предлагаем миру увидеть, просто увидеть в этом интегральном воспитании новую для нас ступень, когда мы входим в мир Эйнштейна, в мир, находящийся на следующем уровне.

В нем не существует расстояний, потому что они измеряются нашими ощущениями. А наши ощущения – уже не отталкивающие друг друга, а соединяющие, то есть мы как бы преодолеваем расстояния между собой. Они психологически сокращаются вплоть до нуля, потому что мы приходим к библейскому принципу «Возлюби ближнего, как себя».

Мы приходим к состоянию, когда время сокращается. Оно растягивается между нами из-за нашего эгоизма, а если мы все вместе находимся внутри одной сферы-желания, то времени практически нет. То есть мы постепенно приходим к ускорению времени, к сокращению пространства и к переводу себя из ощущения мира физического в ощущение мира виртуального. Это – призыв природы к объединению. Призыв не просто преодолеть отторжение между нами, а поднять нас на иной уровень ощущения жизни.

Многим он уже начинает казаться таким. Мы видим, как молодежь тянется в этот мир, она желает в него войти.

Критерий успеха – интегральность человека в среде

Эйнштейн до какого-то возраста считался неуспевающим учеником и никак себя не проявлял. И когда какой-то учитель геометрии нашел способ объяснить ему материал, вдруг у него что-то «щелкнуло», и он начал преуспевать. Ему не хватало нужного угла зрения на мир, и, получив его, он начал этот мир воспринимать.

Сегодняшние дети – они, в принципе, все такие. Главное – не подавить эти новые возможности, которые в них развиваются, поэтому нам надо относиться к ним без всяких оценок и мерок. Но у них должно быть понимание того, что критерий – единение человека с интегральной средой.

Должен быть общий подход: каждый рассматривает себя, получает примеры, воспитание и руководство только в связи с другими. Маленький человек с момента осознания себя внутри социума – буквально с 3 лет – должен включиться в состояние жизни вместе с другими, когда он зависит от всех, а все зависят от него. Такой инструктаж должен войти в него естественно, инстинктивно: привычка становится второй натурой во всех его общественных отношениях.

Это относится и к обучению: мы должны изменить к нему свой подход. Мы смотрим на природу с эгоистической, индивидуальной точки зрения, и так про нее обучаем. А если увидим природу как единое целое, в котором все взаимосвязано и сбалансировано, то и детей научим пониманию всеобщей связи: мы должны быть связаны между собой и с природой в одной глобальной системе. Тогда изучение биологии, физиологии, географии и так далее станет единым учением, ведь мы существуем в единой природе и сами ее разбиваем на дисциплины. Мы разделили природу на куски и изучаем их, как друг с другом не связанные. Но ведь мы живем в едином, круглом мире. Если бы наш подход к природе был глобальным, мы бы обнаружили иные формулы: как неживое, растительное, животное и человек связаны вместе, в какой гармонии они между собой пребывают. Тогда все дисциплины изучались бы иначе – как один предмет, раскрывающий единую природу.

Важнейшим элементом воспитания является окружение, общество, в которое мы постепенно вводим ребенка. Наша цель состоит в том, чтобы ребенок воспринимал себя частью общества, а не как нечто отдельное, и измерял свой успех успехом общества. В результате он начнет воспринимать себя и окружение как единую семью. Прививая детям глобальный подход, мы дадим им правильный подход к новому исследованию природы. Таким образом, из их среды выйдут новые ученые и исследователи, о каких мы даже не мечтали. При этом индивидуальность ребенка не стирается. Наоборот, он получает возможность найти свое место в обществе и обрести понимание, что объединение и группа приводят к большему успеху, чем личное исследование. Успешность такого воспитания заложит в ребенке плодотворную основу, которая в будущем даст максимально высокие и добрые результаты. Дело лишь за реализацией!

Библиография:

  1. Лайтман М. Беседы об интегральном воспитании. URL: https://www.laitman.ru/metodika-integralnogo-vospitaniya
  2. Мириам Мейсон Мартино. Интегральный подход к воспитанию детей в возрасте до трех лет. URL: https://integraltranslations.wordpress.com/2012/04/21/martineau-integral-parenting/
  3. Притворова А. Интегральное воспитание. URL: https://spiraldynamics.ru/integralnoe-vospitanie/
  4. Психология интегрального сообщества – М.: НФ «Институт перспективных исследований», 2011.
  5. Развитие человека от 0 до 20. – М.: НФ «Институт Перспективных Исследований», 2011.
  6. Человек – маленький мир. Мастер-класс по воспитанию. – М.: НФ «Институт перспективных исследований», 2011.
  7. Уилбер К, Интегральная психология. М., 2000.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

Этот материал — часть курса «Интегральная психология», который разрабатывается в Институте Исследования Интегрального Мира (IWRI). Науч. редактор курса: проф. Э. Элиав. Общий редактор курса: Т. Ашер. Секретарь курса: В. Шапошникова. Литредактор: А. Александрова.

 

Подписаться на рассылку обновлений по email:

доставка FeedBurner

5 КОММЕНТАРИИ

  1. Сотрудничество, доверие, взаимопонимание — это качества, которых так не хватает современному обществу! Необходимо воспитывать это в детях, чтобы они легко вошли в новую жизнь и ощутили себя гармоничными частями общества.

  2. Очень интересная статья! Когда ученые, врачи, педагоги и психологи вместе исследуют человеческую природу, это становится широким и доступным руководством для применения. Статья про правильное воспитание ребенка, с внутриутробного возраста до 18 лет. Уверена, будет полезно читать ее не только со страниц СМИ, но и надо раздавать школам, садикам и родителям в виде буклетов. Спасибо за труд!

  3. Хочу похвалить такую монографию,которую не каждый решиться публиковать в формате Клуба и соц
    Сети…

  4. Дорогая Ребекка! Спасибо за статью. Прекрасная концентрация всех полезных знаний.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.