Как перейти к жизни «от избытка»

345
Pixabay

Как создать эффективные и справедливые отношения в обществе, не прибегая к революционным преобразованиям

ЖИЗНЬ ОТ НЕДОСТАТКА

Сегодня подавляющее большинство людей предпринимают действия, совершают поступки не по собственной инициативе, а под давлением обстоятельств, когда начинают испытывать нехватку в своей жизни того, что считают необходимым для выживания.

В такой жизни, жизни от недостатка, человеку приходится добывать жизненные ресурсы сверх необходимости для своего существования. При этом человек вольно и невольно использует других людей, вредит им. И… ожидает от них то, на что способен сам в отношении к ним. Отсюда и поговорка – «каждый судит о других в меру своей испорченности».

Жизнь от недостатка – жизнь в ощущении себя среди конкурентов и врагов, в состоянии неуверенности в своих силах и способностях и уверенности, что нельзя ждать помощи и поддержки от окружающих, рождает ложные потребности.

ЖИЗНЬ ОТ ИЗБЫТКА

На фоне большинства людей, живущих от недостатка, есть люди, выглядящие очень странно: они проявляют активность не под давлением, а по собственной инициативе: из потребности созидать блага.

Люди, получающие удовольствие и наслаждение от самого процесса работы, а не его результата – получения благ для себя, – выглядят очень странно в глазах большинства.

Чтобы как-то объяснить странное поведение таких людей, их называют трудоголиками. Объясняют, что и они действуют из потребности получать. Разница лишь в том, что их привлекает «морковка спереди», возможность получения от благодарных потомков признания своих заслуг и вечной памяти.

Но есть принципиальная разница. Эти странные люди работают, потому что любят созидать блага, в то время как живущие от недостатка, любят потреблять блага.

Понятно, что только на воодушевлении и наслаждении от творческой работы сыт не будешь и не накормишь свою семью; так что потребительский мотив остается. Однако ведущее намерение этих людей – создавать блага для других, не для себя.

ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ ЛЮДИ, ЖИВУЩИЕ ОТ ИЗБЫТКА?

  1. Такие люди не чувствуют себя беспомощными – уверены в своих силах, в своей способности справляться с трудностями.
  2. Они ищут и находят работу по призванию – такую деятельность, в которой могут развиваться, учиться решать все более трудные задачи, преодолевать все большие препятствия на своем пути.
  3. Такие люди трудятся и живут в состоянии энтузиазма – проявляют активность не потому, что жизнь принуждает, и не потому, что завидуют зарплате соседа или следуют моде и рекламе.
  4. В состоянии энтузиазма и воодушевления этим людям хватает того, что у них есть – они не копят на «черный день», а если копят, то в разумных пределах. Просто они уверены, что им и сейчас хватает, и в будущем будет хватать энергии, денег, знаний и любви. И, несмотря на это, наоборот, благодаря этому они продолжают трудиться.

КАК РОЖДАЕТСЯ ЭНТУЗИАЗМ И ВООДУШЕВЛЕНИЕ?

На этой картинке мы видим схему психики человека: 5 органов чувств – 5 видов ощущений – зрение, слух, обоняние, вкус, осязание; снаружи НЕВЕДОМОЕ, внутри – КАРТИНА РЕАЛЬНОСТИ.

Схема, она на то и схема, чтобы выделить главное, что требовалось автору, когда он ее рисовал.

Но дать ответ, как рождаются чувства – энтузиазм и воодушевление, – данная схема не может.

Фотокамера, воспринимающая картинки и звуки и записывающая их, не может переживать энтузиазм и воодушевление. В фотокамере нет того, КТО переживает чувства. Чувства, эмоции, образы, состояния, не входят в человека (фотокамеру) через показанные на схеме органы чувств.

Кроме 5 органов чувств у нас есть средства воздействия на мир.

Мы не только получаем ощущения, мы воздействуем на мир, инициируем изменения в нем и получаем реакцию мира на свои действия, получаем новые ощущения и делаем выводы.

Мы исследуем мир:

  • у нас есть ноги, с их помощью мы изменяем месторасположение своего тела,
  • и есть руки, с их помощью мы активно влияем на объекты и ощущаем их реакцию,
  • у нас есть мышцы, мимические мышцы, с помощью которых обмениваемся бессловесно (невербально) своими чувствами и отношениями с окружающими,
  • у нас есть речевые органы, мы обращаемся с речью к себе подобным и получаем ответы,
  • у нас есть множество внутренних датчиков (интерорецепторов), которые собирают информацию о состоянии нашего тела во всех жизненных ситуациях.

Благодаря всему перечисленному в нас рождается ОБРАЗ МИРА.

Одновременно мы воздействуем не только на внешний мир, но и на себя как часть мира. Мы исследуем себя:

  • например, поднимая вверх уголки губ, изображая улыбку, мы можем заметить в своем состоянии изменения: наше настроение улучшается,
  • улыбнувшись всем лицом, от губ до глаз, мы поднимаем свое настроение еще сильней,
  • наша улыбка рождает ответную улыбку у окружающих – улучшает их настроение,
  • мы улыбаемся, и нам улыбаются в ответ – усиливается наше общее настроение!

Чем мы отличаемся от животных?

В отличие от животных мы умеем называть словами свои образы и чувства, которые и животные переживают. Однако животные умеют передавать их друг другу только невербально – жестами и мимикой, а мы учимся называть свои образы и чувства словами.

Благодаря умению кодировать словами свои образы и чувства, мы учимся манипулировать ими, наши умственные способности бурно развиваются.

Пока отношения в человеческой стае были простыми, не было нужды и даже вредно каждому члену выделять себя как отдельную личность.

Для жизнеспособности стаи все ее члены должны принимать участие в функционировании стаи как единого организма.

Для этого каждый должен жертвовать своими интересами, довольствоваться только самым необходимым для своего функционирования – нормальной жизни.

Осознание мира со своей, личной позиции – новое качество, которое появилось с усложнением социума. Происходило это, видимо, так:

  1. развивались речевые органы, способность издавать разнообразные звуки;
  2. появилась способность называть предметы и выделять в них отдельные существенные детали;
  3. развивалось умение объяснять друг другу, описывать ситуацию, названия деталей, их связь друг с другом и назначение;
  4. развивалось образно-чувственное отражение мира за счет взаимодействия двух видов мышления – образного (многозначного, конкретного) и аналитического (однозначного, абстрактного);
  5. появилась возможность рассказывать о своем опыте не только другим, но и самому себе, и не только о предметах, но и о своих чувствах и воображаемых предметах и явлениях;
  6. каждый член сообщества начал выделять себя как особую часть мира, за поведение которой он несет персональную ответственность.

Тогда и появляется самосознание

  1. осознание своих чувств и мыслей,
  2. и осознание своей ответственности за свое поведение и поступки.

Таким образом, в результате индивидуального и социального развития появились и начали развиваться, усиливаться все человеческие чувства – от любви до ненависти.

Вместе с осознанием себя появляются и усиливаются эгоистические намерения – вести себя так, чтобы, прежде всего, получать жизненные блага для себя. Что касается других членов семьи, своего племени, и тем более, других племен, то их следует только использовать с выгодой для себя. А если они становятся (или только покажутся) конкурентами, то их следует подавлять.

Такая стратегия в начале развития человечества играла положительную роль: каждый индивид стремился РЕАЛИЗОВАТЬ свои возможности.

Чувство энтузиазма и воодушевления развивались в каждом члене племени, помогая справляться с препятствиями на пути удовлетворения потребностей племени.

Однако в дальнейшем, с усложнением социума, все более острая конкуренция между разными племенами и внутри одного племени начала приводить к раздорам и войнам – локальным, затем к мировым.

ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ЗАКОНЧИЛАСЬ?

Мы видим, насколько совершенны произведения Природы на всех уровнях – на неживом, растительном и животном. Но с человеческим уровнем… вышла осечка?

Эгоистические намерения, появившиеся в людях в самом начале их развития, сыграли свою прогрессивную роль. Сегодня они привели к взрывоопасной ситуации.

Сегодня человечество готово разрушить себя, и заодно всю природу, всю планету Земля.

ОПТИМИСТИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ

Возможно, Природа хорошо постаралась и в нашем случае?

В отличие от животных, поведение которых полностью контролируется программой, заложенной в них Природой, люди осознанно выбирают, что и как им делать в своей жизни.

Неужели Природа настолько близорука, что дала нам полное право решать, что и как нам делать?

Что, если она вложила в нас некий механизм, орган, который оберегает нас от глупых решений?

И такой орган у нас действительно есть! Это наше физическое тело.

Тело связывает нас с реальностью – с реальным миром, а не абстрактным, воображаемым нами в уме.

Тело связывает каждого из нас с собственной уникальностью – мы все разные, рождаемся с определенными свойствами, задатками, наклонностями.

Ученые, анализируя историю болезни человека и поведение, поступки, решения, которые он выбирает, находят, что когда человек отклоняется от своей уникальности, выбирает несвойственную ему тактику и стратегию жизни, то его тело начинает болеть.

Вначале мы испытываем дискомфорт, боли непонятной природы, потом дисфункции, затем серьезные болезни органического характера. Таким образом тело сигналит, а затем грубо останавливает, оберегает нас от непоправимых ошибок в выборе жизненного пути.

Возможно, тело (наша внутренняя природа) останавливает нас не только болезнями, но и …жизненными ситуациями – ставит нас в такие обстоятельства, в которых мы вольно или невольно выбираем (принимаем решение) действовать согласно своему предназначению.

Впервые научное исследование мудрости тела начал проводить американский философ, психолог и психотерапевт Юджин Джендлин в начале 60-х годов прошлого века. Особый вид сложных (комплексных) телесных ощущений, которые возникают, когда наше внимание направляется на определенную ситуацию, он назвал «felt sense» – ощущаемый смысл.

На русском суть термина «felt sense» – чувствовать нутром, чувствовать ситуацию.

Чтобы осознать свое чувство ситуации, необходимо:

  • спуститься в свое нутро,
  • чутко прислушаться к смутным телесным ощущениям – реакции тела на волнующее нас событие,
  • найти слова, соответствующие этому чувству.

Если найденные слова близко подходят (резонируют с нашим чувством ситуации), мы испытываем облегчение.

Можно спросить свое тело: «Похоже ли это слово на то, что я чувствую?»

Если да, то можно ощутить телесный ответ: «Да» – чувство ситуации усилится (может усилиться одно из ощущений, составляющих это чувство).

Способность осознания чувства ситуации очень широкого действия. Она повышает эффективность любого метода психотерапии.

Осознавая чувство ситуации, вы можете:

  • лучше понять свои истинные потребности и отказаться от навязанных вам потребностей,
  • можете осознать, почувствовать глубинные причины своего неадекватного, не оптимального функционирования и поведения,
  • можете избавиться от негативных привычек, например, от прокрастинации (откладывания важных дел),
  • вы в состоянии справиться с бесконтрольными эмоциями, с очагами мышечной напряженности в теле и с ограничивающими вас убеждениями.

Однако у большинства людей подавлена способность к осознанию внутреннего голоса: вследствие переживаний отчужденности и боли в детстве, эмоциональной дистанции между матерью и ребенком, обучения на задачах, требующих однозначного решения, и других факторов, тормозящих развитие целостного, многозначного мышления, что приводит к доминированию абстрактного, теоретического, однозначного мышления.

Природный механизм – чувство ситуации, другими словами, внутренний голос, – всегда с нами.

Мы следуем ему в раннем детстве. Не задумываясь, непроизвольно выполняем все его указания до тех пор, пока аналитическим, логическим мышлением мы еще не овладели. Именно поэтому во всех детях (не только вундеркиндах) быстро, без большого количества проб и ошибок развиваются интеллектуальные способности (которым, в отличие от физических действий, невозможно научиться с помощью копирования, отзеркаливания действий окружающих людей).

Существование этого природного механизма во всех людях мира дает нам надежду на то, что мир изменится к лучшему.

КАК УСКОРИТЬ ИЗМЕНЕНИЕ МИРА?

По доброй воле уже сегодня или дождавшись больших катаклизмов мы будем вынуждены измениться – изменить эгоистические намерения на альтруистические.

Первый шаг к этому – сознательно, целенаправленно менять образ жизни людей: вместо жизни от недостатка учиться жить от избытка.

Мы должны возродить чувство энтузиазма и воодушевления в каждом члене общества.

Для этого необходимо коренным образом изменить всю систему образования.

Образование должно опираться, прежде всего, не на аналитический ум, а на образно-чувственный ум, на нашу внутреннюю природу, на мудрость нашего тела.

ЭТО ВОЗМОЖНО, ЕСЛИ ОСОЗНАЕМ ПРИЧИНЫ НАШЕЙ ИНЕРТНОСТИ!

Всем известно насколько инертна и консервативна система образования – система производства людей.

Да, именно производством людей занимается эта система: занимается на всех уровнях, начиная с момента создания семьи, зачатия, внутриутробного развития, семейного воспитания, школьного и т.д.

В чем причина консерватизма системы образования?

Если в раннем возрасте детей окружают теплом и заботой, ставят перед ними посильные задачи, одобряют, радуются любой их активности, то с некоторого возраста детей начинают ограничивать в активности, запрещать рискованные или мешающие взрослым действия, вольно и невольно внушают неспособность, неуверенность в себе:

  • ставят перед человеком трудные, непосильные задачи;
  • или наоборот, все время ставят слишком простые, легкие задачи;
  • заставляют решать неинтересные, бессмысленные задачи;
  • не поощряют принятие самостоятельных решений;
  • ругают за ошибки.

И такое происходит не только в детстве. Результат – выученная беспомощность, неуверенность, безынициативность, отказ от поисковой активности.

Люди с подавленной поисковой активностью, попадая в ситуацию неопределенности, сталкиваясь с трудностями, опускают руки, впадают в апатию или проявляют хаотическую или стереотипную активность: действуют, как попало, и без учета результатов своих действий, или копируют действия успешных людей, или повторяют свои действия, которые в прошлой ситуации были успешными.

В результате – действуют неэффективно, не добиваются желаемых целей, им хронически не хватает энергии, сил, денег и любви. Поэтому по собственной инициативе они проявляют активность только из необходимости выживания.

Это жизнь от недостатка. В жизни от недостатка людям приходится добывать ресурсы сверх необходимости для своего существования. В такой жизни человек вольно или невольно использует других людей, вредит им: чем слабее они, тем сильней он.

Такая жизнь – результат того, что наши естественные потребности в еде, развлечениях, поддержке окружающих, контроле над своей жизнью и в знаниях, превращаются в эгоистические потребности.

Вот и получается, что заказчики системы образования – родители и дети, предприниматели и работники, государственные деятели и народ –  заинтересованы в удовлетворении своих эгоистических потребностей.

И система образования исправно отвечает на их запрос – производит именно такие условия, в которых эгоизм процветает.

Пока у большинства заказчиков не появится запрос научиться жить от избытка, система образования не изменится и будет продолжать работать по инерции.

Продолжение следует.

**

Литература:

  1. Мудрость тела: http://www.koob.ru/zhendlin_eugene/gendlin_fokusirovanie.
  2. Образ Мира и Образ Я: Сайт психофизиолога Вадима Ротенберга.
  3. Каббала: Восприятие реальности.

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Бесконечный трактат о жизни,человеке.А были люди,на которых закаляли сталь и никаких избытков у них не было,а было чувство,что они формируют новое общество и даже человечество ценою собственного здоровья и даже жизни.А теперь забрались и вынуждены найти как выйти из тупика жизни от избытка….

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.