Компромисс: панацея или тупик

299

Подсознательно мы, так или иначе, постоянно находимся в поиске оптимального решения. В семье, с друзьями, на работе, в бизнесе, в политике – везде и всегда человек ищет комфорта для самого себя! Но для этого он обязан учитывать интересы окружения и договариваться с ним. В чем-то уступает он, а в чем-то противоположная сторона. В результате все приходят к балансу интересов. Древние греки назвали это «компромиссом».

Казалось бы, все замечательно, все довольны. Однако не все так гладко.
По какой-то причине со временем соглашение перестает удовлетворять нас. Постепенно недовольство приводит к разрыву: опять кризис, опять надо договариваться, а может, даже и воевать до победного конца. Что происходит? Что нам мешает соблюдать договоренности?

На это может пролить свет еще один вид компромисса – компромисс с собственной совестью! Тут я должен договариваться сам с собой, ненавидеть самого себя, презирать самого себя. И вину свалить не на кого!

Кто же она такая – моя совесть?

Совесть человека формируется под воздействием социально-психологических моральных устоев общества. Слово «совесть» происходит от греческого συνειδος – «сознание». Т.е. совесть есть у того, кто обладает сознанием, определяет место своего Я в этом мире.

Сознание строится двумя силами природы: эгоизмом и альтруизмом. Эгоизм представляет мое тело (от греческого εγω – «я»), а альтруизм (лат. alter — «другой», «другие») – заботу об обществе, о сохранении вида.

У животных нет сознания и совести, потому что у них силы эгоизма и альтруизма находятся в гармонии, в балансе. Кошка, когда украдет что-либо, как будто говорит тебе: «Вот такая у меня природа!» А собака начинает извиняться и клясться в любви. У человека же эгоизм (забота о себе за счет других) намного превосходит альтруистические свойства.

Доходит до того, что человек в массовом порядке уничтожает сам себя как вид, при этом еще испытывает садистское наслаждение. Подсознательно человек, конечно, понимает, что и о других людях надо заботиться, но его эго – прежде всего. Он говорит себе: «А кто же еще обо мне позаботиться, если не я сам? Если у меня останется какое-то свободное время, тогда я посвящу его обществу. Только вот беда – времени абсолютно нет!»

Представьте, что таких, как он еще почти 8 миллиардов. Он не может полностью обеспечить себя сам. Он обязан войти в контакт с обществом и получать от него все необходимое для жизни. Поневоле человек обязан входить в многочисленные компромиссы по разному поводу, чтобы обеспечить свое существование.

Таким образом, через компромисс он задействует альтруизм, крепко спящий внутри него. Но, в какой-то момент это равновесие его перестает устраивать: то ли зарплата не достойна его стараний, то ли жена не так вкусно готовит щи, уж не говоря про договора между государствами. Можно, конечно, все свалить на приобретение опыта. Вкус обострился, оружия много накопилось – гораздо больше, чем у противника, и т.п.

Причина кроется в постоянном развитии эгоизма в Природе. Элемент, который во Вселенной продолжает развиваться – это человек. Он является несбалансированной системой, что заставляет его развиваться. От Природы мы постоянно получаем «добавку» эгоизма. Она проявляется в виде усиления неприязни, отчуждения к другим людям. Мне кажется, что меня недостаточно ценят и т.п. А если это перенести на межнациональный, социальный или межгосударственный уровень? Компромиссом мы пытается подавить вновь появившийся эгоизм, если считаем это целесообразным. А если нет? Тогда бунт, революция, война!

Природа «подкидывает» нам эгоизм не для того, чтобы мы его подавляли или обращали в ненависть против других людей. Она нас развивает, хочет, чтобы мы получали удовольствие от его использования, а не страдания. Для этого в нас есть природное свойство альтруизм, призванное покрыть любовью, как одеялом, подарок Природы и обратить его во благо общества. Вы только представьте, что термоядерная война, висящая над нами, как дамоклов меч, не что иное, как наш эгоизм, вырвавшийся наружу. Если мы сможем покрыть его огромной любовью, какая радость и счастье спустится на Землю!

Глядя на животных, мы видим, что человек, как вид, еще не завершен. Окончательный Человек разумный появится тогда, когда мы придем к гармонии между эгоизмом и альтруизмом, когда осознаем себя Человеком. Для этого у нас есть все: Природа дала нам разум и речь. Пока что мы их используем для вражды, а обязаны с их помощью прийти к единству. Мы заплатим огромную цену, но все равно будем вынуждены прибегнуть к природному свойству – альтруизму.

У нас пока еще есть шанс!

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Парадокс в том,что в природе альтруизм разлит в каждой клетке и между ними,хоть между особями происходит борьба за выживание и конкуренция ради отбора наилучших для продолжения рода,о всё устроено гармонично и взвешенно,особенно,когда человек не вмешивается в эти процессы.Человек тоже состоит из таких природных клеток,но вредит сам себе и себе подобным. Он отказался и давно от компромисса с природой,подчинив себе,неразумному из-за алчности своего эго. Печально,но идя таким путём ,мы придём только в тупик.

  2. Согласна с автором статьи, что природа дает нам шанс уравновесить растущий эгоизм альтруизмом. Из-за общей угрозы выживания человек может отказаться от своего желания. Но можно это сделать и добрым путем, при помощи объединения неравнодушных людей, которые чувствуют друг друга, как в семье.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.