Мир без границ – утопия или реальность?

521

В первой части статьи рассматривается современная ситуация в мире, основные вопросы стоящие перед человечеством, суррогаты ответов на вопрос о смысле жизни. Во второй части, предлагается внедрение в реальность новой парадигмы развития человечества – интегральность.

Часть I
Современная ситуация или новое состояние мира

История человечества, известная нам, практически вся связана с успешными и безуспешными попытками захвата: территории, людей, денег. Одним словом, грабежом чужого достояния. Поэтому и учебники истории, и художественные произведения, в подавляющем числе ориентированы на войны, интриги, «военные» хитрости, что равносильно подножке (например, нож в спину) и т.д. и т.п.

Естественно возникает вопрос: почему так?

Вспоминается анекдот притча об европейце, представителе современной цивилизации и представителе африканского племени, стоящего в самом начале цивилизационного пути. Европеец говорит: «Вот наши войны, не чета вашим. Мы убили не двадцать, а миллион человек». Пораженный дикарь спрашивает: «И всех съели?». «Нет» — отвечает европеец. Дикарь в полном недоумении: «А зачем тогда вы их убили, если не съели?» И, действительно, зачем?

Примерно 50 лет тому назад мир вплотную подошел к возможности качественного изменения своего существования.

От необходимости потребления только материального
к поиску смысла жизни

Вопросы
Ориентация только на материальные достижения была близка и понятна, за редким исключением, подавляющему числу людей. И понятно почему. Нужно было есть каждый день, нужно было обеспечить свою семью всем необходимым, хотя бы на следующий день. И в этом был смысл и основная цель существования.

И вот в промышленно развитых, или как их еще называют, передовых странах, наступил период, когда уже не нужно было цель обеспечения пищей и защиту от непогоды ставить на первое место. В ряде стран появилась возможность гарантированного обеспечения этими материальными возможностями всех граждан данной страны. И, даже более того, приезжих из других стран (эмигрантов).

И, тогда, естественно возникает следующий вопрос: а чем заниматься этим людям, если предыдущие смыслы потеряли свою актуальность? Или более глобально: как сформулировать и как найти смысл собственной жизни?

Расхожие (типовые) ответы о смысле жизни заключены во множестве текстов: пословицы, притчи, различные учения. Отклики на эти вопросы в разной форме и степени глубины всегда были в голове любого человека. Проблема в том, что они, практически всегда формулированы в виде раз и навсегда затверженных догм.

Приведем конкретные примеры, рожденные в разные периоды развития человечества:«Жить не хуже других», «Инициатива наказуема» и т.д. Часто эти высказывания напрямую противоречат друг другу. Например: «Без труда, не вытащишь и рыбку из пруда», «Работа не волк, в лес не убежит».

Жить по таким правилам чрезвычайно удобно, так как для любого варианта решения, найдется оправдание, подкрепленное, так называемой, житейской мудростью (здравым смыслом).

Не вдаваясь в дискуссию по поводу соотношения здравого смысла и «правильной» жизнью вернемся к главному вопросу: а что же делать, чем заняться людям, у которых появились силы и время, ранее уходившие на обеспечение жизнеспособности себя и продолжение рода?

Ответы или «Соски для взрослых»
А вот и ответы. Появились многочисленные, как называет их автор этого доклада. «соски для взрослых».

Собственно говоря, они всегда были у человечества. Древнее выражение: «Хлеба и зрелищ», актуальное во все времена, достаточно красноречиво говорит об этом. Когда у большинства населения появилось свободное время, тут же возникли дополнительные возможности «убить» время. Прежде всего, телевидение. Наблюдение за экраном было остроумно названо «жвачкой для глаз». Есть довольно распространенное мнение, что человек узнает много нового с помощью различных программ. Это правда. Информации, и интересной информации, по различным каналам можно почерпнуть громадное количество. Но ведь это пассивное созерцание сродни чтению энциклопедии. Например, такое издание как БСЭ (Большая советская энциклопедия) можно читать всю жизнь и не успеть дочитать до конца. Только вот вопрос: а где собственно жизнь самого человека? Ведь вся эта информация – «чужая».

Добавим в перечень самых распространенных «сосок для взрослых» наркотики, алкоголь, а также замечательное по своей бессмысленности убивание времени собственной жизни, как «шопинг».

Автор ни в малейшей степени никого не осуждает. Дело в том, что примерно в тот же указанный период времени (почти полвека тому назад), появилось совершенно новое и весьма мощное направление воздействия на массовое сознание людей: внушение ненужных потребностей. И, в основном, реклама перестроилась на услуги и вещи с одной целью: ваша жизнь будет счастливой только в случае покупки (потребления) этих вещей (услуг). А, если вы этого не сделаете, то существование ваше вообще бессмысленно.

Еще одно направление, имеющее оттенок интеллектуальности – это игры для взрослых. Возникло колоссальное количество самых разнообразных вариантов сократить время своей жизни. Если у детей – игра, это практическое освоение действительности, то у взрослых, совершенно обратный процесс – уход от действительности.

И снова вопрос. А что делать? Есть несколько вариантов типовых ответов, связанных с разными, внешне весьма достойными направлениями развития. Все они связаны с совершенствованием человека (физическим или нравственным).

Первый вариант. Физическое совершенство: большой спорт, просто спортивные занятия, фитнес клубы, бассейны и т.п. Увлечение самыми разными направлениями, связанными с физической культурой тела и уходом за ним, вплоть до пирсинга и татуировок — свидетельство еще одного варианта деградации (возвращение к культам и культуре первобытных племен).

Второй вариант. Интеллектуальное развитие: самые разные направления. Получение образования в разных направлениях, коллекционирование, увлечение различными духовными практиками и т.д.

Третий вариант. Бегство от реальности: отшельничество, уход в монастыри, отказ от общепринятых социальных норм.

Четвертый вариант. Различные комбинации вышеуказанных вариантов.
Все эти варианты являются частично успешными, в большинстве случаев бессмысленными, способами построить свою жизнь относительно хоть какой-то, более или менее понятной окружающим и самому человеку цели. И тем самым придать своему земному существованию конкретный смысл для ответа на вопрос: что я сделал в своей жизни?

Часть II
Интеграция – неизбежная парадигма будущего

Аксиома. Каждая страна стремится к тому, чтобы остальные страны были слабее.
В новой парадигме — «Интеграция», это положение должно быть изменено на противоположное. Каждая страна стремится помочь всем остальным для взаимного успешного развития.

Гипотеза. Для перехода к новой парадигме «Интеграция» необходимо изменить систему подготовки человека (воспитание и образование).

Глобальная цель. Объединение всех людей.

Стратегическая цель. Мир без границ.

Основная проблема. Инерция в общепринятой системе ценностей привела земную цивилизацию в тупик.

Основное противоречие. Все хотят жить лучше, при этом отнимая друг у друга «лучшие куски».

Ближайшие задачи. Изменение системы воспитания. Основной принцип – интегральность.

Реальные перспективы. Создание соответствующих объединений.

Основания для оптимизма. Первые ростки объединений: утопический социализм, попытки жить коммуной, организация Евросоюза, Интернет, работа не с материальными ресурсами, а с информацией.

Выводы

1. Воспитание и обучение, да и вообще вся жизнь отдельного человека и общества в целом, должны начинаться и продолжаться с сосредоточением только на одном вопросе: в чем смысл жизни? Сама попытка размышлений на эту тему неизбежно приведет к необходимости отречься от пустой и, в сущности, никому не нужной траты времени своей жизни на вышеуказанные «соски» для взрослых.

2. Интеграция знаний.
Подготовка к реальной жизни в форме отдельных предметных знаний (моделей действительности) – неплохая идея для массовой школы. Но, оставленное в головах детей и взрослых восприятие действительности по ее различным аспектам (узкая специализация) приводит к соответствующему принятию решений (социальных законов), по которым вынуждено жить все общество, все человечество. Ригидность мышления, сформированная при таком подходе к образованию, неизбежно дает на выходе отрицательный результат, независимо от количества средств, вложенных во внешне благородные цели. Или, как написано в хорошо известном источнике: «Специалист подобен флюсу».

3. Системное принятие решений.
Единственно разумный вариант, дающий возможность развития человечеству в направлении взаимной любви и радости, это кардинальное изменение парадигмы воспитания и образования в направлении гармоничного, комплексного, системного восприятия окружающего мира и принятия решений. Необходимо внедрение в систему подготовки человека понимания человеческого, а не человекообразного смысла жизни; изменение системы ценностей с помощью соответствующего окружения; создание атмосферы нового смысла жизни.

В обозримом будущем есть только одно действительно эффективное средство: разработка и внедрение в реальность новой парадигмы развития человечества – интегральность.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.