Путь осознанной эволюции

710

Мир переживает последний этап эгоистического развития. И пока он не разочаруется в своих играх, он не встанет на путь осознанной эволюции. Эти игры затянулись и чреваты необратимыми катастрофическими последствиями.

Устаревшая парадигма либерализма игнорирует факт, что одной из важнейших причин современных цивилизационных противостояний являются процессы глобализации, которые привели к созданию и распространению экономических, политических и социальных стандартов, вызвавших глобальный кризис. К примеру, эгоистическое объединение Европы ведет ее к социальному взрыву, за которой находится пропасть хаоса.

С другой стороны, мир не может вернутся в прошлое и отделится китайскими стенами. Пробуждающиеся силы интегральной природы подталкивают человечество к соответствию им, вынуждая искать глобальную взаимосвязанную социальную систему. Поэтому поиск новой парадигмы, которая преодолеет культурно-религиозные различия, узкие национальные и этнические интересы, — это сегодня первостепенная задача.

Интеграция, согласованность и взаимозависимость в социальной жизни выходят на первый план. Только законы альтруизма и солидарности могут возвысить человека над утилитарным уровнем существования, который грозит потопить цивилизацию в противоречиях и конфликтах эгоистической раздельности индивидов.

Первым про интегральное общество заговорил социолог Ф. Теннис в своем труде «Общность и общество». Но у него звучал романтический мотив возврата к ранним обществам с их патриархальным укладом.

Т. Парсонс призывал к построению социума как рационально самоорганизующейся системы, опирающейся на культурные ценности и традиции. Однако мы уже не раз были свидетелями того, что никакой рационализм не спасает нас от хаоса, если позволить человеческому эго расти бесконтрольно, не изменяя человеческие отношения.

Уже в конце XX в. Г. Хакен сформировал идеал общества с высоким уровнем синергии, основанного на корпоративности, сотрудничестве и взаимопомощи, в котором он предлагал свести к минимуму уровень агрессии. Однако все в этой системе зависит от того, что каждый отдельный человек осознает, что он является частью общества, прислушивается к синергетическим закономерностям и после этого надлежащим образом действует. При этом непонятно каким образом привести человека к такому уровню осознания. Ведь камнем преткновения как раз и является эгоистическая природа человека, которую рациональным путем не изменишь. Тут нужно новое измерение в человеческих взаимоотношениях.

Идеал общества, как гармоничного организма перестает быть утопией только в реализации интегральной парадигмы. В этом случае мы преодолеваем несовершенство человеческой природы. Человек синхронизуется с вселенной, когда он соответствует закону интегральности. Участвуя в занятиях и мероприятиях, осознанно применяя методику интегрального развития, человек начнет ощущать и понимать гармоничную природу универсума.

Интегральная методика предлагает набор игр и семинаров, которые создают окружение, способное изменить отношение человека к другим. Он обретает интегральное восприятие, когда начинает включаться в группу, где стираются различия узкого восприятия «Я», но рождается «интегральный орган» восприятия.

Но это новое социальное пространство его не подавляет. Его индивидуализм получает развитие и становится востребованным, подобно роли члена семьи. Он обретает мини-общество с договорной солидарностью и взаимным поручительством. Интегральное взаимодействие с товарищами по такой группе расширяет его мировосприятие. Он начинает пользоваться коллективным разумом и коллективным чувством. Энергия эгоизма, подобно атомной энергии, теперь используется не для разрушения, а во благо социуму.

Интегральное общество, состоящее из альтруистически сцепленных мини-групп, обретет форму единого голографического целого. Каждый компонент в ней активен и принимает участие в постоянном построении живой сети, в которой все чувствуют поле взаимовкюченности.

Состояние взаимовкюченности будет достигаться в процессе коллективного обсуждения на «круглых столах». Такая форма подчеркивает равенство и единство участников диалога, позволяет всем почувствовать важность каждого. Мнение выработанное кругом становится результатом общего усилия. В таком диалоге по сути спор «правых и неправых» заменяется на поиск одного совместного решения проблемы от всей группы. Пространство близости и солидарности диалога в круге поднимает человека над собой, с одной стороны, заставляя почувствовать и понять собеседника, с другой — помогая каждому реализовать свою индивидуальность.

В целом, интегральная методика позволяет каждому расширить представление о мире, подчеркивая его взаимосвязи взаимозависимости, углубить ощущение глобального универсума, где каждый чувствует себя частью целого. Члены группы начинают чувствовать свою общность, испытывая друг к другу теплые чувства.

Эта статья только очерчивает перспективы осознанного развития человека. Но уже здесь можно увидеть, что интегральная методика открывает перспективы совместной плодотворной работы, где окружение позволяет каждому обрести новые свойства и применить их на практике в повседневной жизни.

Итак, в ХХI веке человечество оказалось на пороге макросдига! В результате него появится человек нового типа. Можно назвать его Человек-интегральный. Он уже не будет чувствовать себя изолированным от других. Восприятие его личности расширится до границы группы и даже всего человечества, где он будет чувствовать себя частью глобальной системы взаимосвязей и воспринимать мир интегрально.

Литература:

1. Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. М.,2003.
2. Лайтман М, Хачатурян В.М. Перспективы XXI века: Рождение интегрального мира.М.,2013.
3. Ласло Э. Макросдиг (к устойчивости мира курсом перемен). М., 2004
4. Теннис Ф. Общность и общество. Основные понятия чистой социологии. СПб.,2002.
5. Тоффлер Э. Третья волна. М, 2004.
6. Хакен Г. Самоорганизующееся общество// Синергетическая парадигма. Социальная синегретика. М., 1989.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.